Тенденция воспринимать набор индивидуальных элементов как единую легко узнаваемую структуру, а не как сложные индивидуальные элементы.
Принцип смыкания — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии. Он подразумевает, что везде, где только можно, набор индивидуальных элементов люди будут воспринимать как один легкоузнаваемый шаблон, а не как сложные индивидуальные элементы.
Тенденция видеть единый шаблон настолько сильна, что люди «латают дыры» и заполняют лакуны, когда необходимо этот шаблон довершить. Например, когда индивидуальные сегменты располагают по круговой траектории, вначале они воспринимаются как целостность (как круг) и только потом — как независимые элементы.
Склонность «считывать» информацию таким образом является автоматической и подсознательной, вероятно, это проявление естественного стремления от сложности к простоте и от беспорядка к упорядоченности.
Сильнее всего смыкание проявляется, когда элементы приближены к простым, легкоузнаваемым моделям, например, к геометрическим фигурам, и расположены рядом. Когда несложные, узнаваемые шаблоны воспринимаются не слишком легко, дизайнеры могут спровоцировать смыкание, введя переходные элементы. Если для нахождения или «достраивания» шаблона требуется больше энергии, чем для восприятия его отдельных элементов, эффект не будет достигнут.
Принцип смыкания позволяет дизайнерам упростить разработку, сократив количество элементов, необходимых для организации информации и ее передачи. Так, при разработке логотипа, состоящего из легкоузнаваемых элементов, нет нужды завершать все его линии и контуры, чтобы сделать понятным.
Малое количество линий в логотипе не только упрощает его, но и делает интереснее — зритель неосознанно участвует в завершении картинки. Склонность людей к завершенности используется в некоторых видах сторителлинга. Также существуют дискретные сцены в комиксах, которые предлагают читателю домыслить, что происходит в промежутке между нарисованными кадрами.
Сам процесс чтения является уникальной комбинацией информации, предоставленной рассказчиком, и информации, производимой читателем.
Используйте тенденцию к смыканию для упрощения дизайна и расстановки в нем акцентов. Если в дизайне присутствуют простые и легкоузнаваемые шаблоны, рассмотрите варианты исключения или сокращения количества тех элементов, которые могут быть додуманы самим зрителем. Если дизайн включает сложные шаблоны, рассмотрите варианты использования переходных элементов, чтобы помочь зрителю найти или домыслить шаблон.
Элементы вначале воспринимаются как единый шаблон (круг), а затем как отдельные элементы.
Количество деталей в тексте и в графике может быть сведено к минимуму, что позволит зрителям участвовать в завершении шаблона. В результате получается более интересный дизайн.
Серия изображений воспринимается как движение, поскольку люди сами добавляют недостающую информацию в промежутках между отдельными «кадрами».