ИЗОРАМ (ИЗО рабочей молодежи)—одно из объединений, возникших в годы первой пятилетки в обстановке политической и трудовой активности широких слоев трудящихся, потянувшихся к художественному творчеству.

«Ленинградский ИЗОРАМ,—писал И.Маца,—вырос из самодеятельных рабочих изокружков, его коллектив рекрутировался из рядов рабочей молодежи, непосредственно связанной с производством и начавшей приобретать свои художественные навыки в практике клубной работы <…> Овладение шрифтом, оформление лозунга, исполнение афиши, простого и сложного плакатов, эскизы для карнавалов и для сценических площадок, декоративные эмблемы и овладение изобразительными элементами более сложных композиций, предназначенных для различных (конкретных) клубов,—вот те задачи, которые ставили себе <…> кружковцы, руководимые художником Моисеем Бродским».

ИЗОРАМ и другие родственные ему творческие объединения (например, ТРАМ—театр рабочей молодежи) организационно оформляли сферу самодеятельного искусства рабочих. Участники этих объединений, в том числе и «изорамовцы утверждали, что самодеятельное искусство рабочих есть наиболее передовое и прогрессивное по своей социальной сути явление в советском искусстве <…> что недалеко то время, когда профессиональное искусство будет вытеснено самодеятельным <…> Изорамовцы считали, что актуальным и общественно значимым может быть лишь монументально-декоративное искусство в сочетании с художественно-практической деятельностью по социалистической реконструкции быта».

Этой установкой и определялась деятельность ИЗОРАМа. Начав с художественно-просветительской деятельности на стадии клубных изокружков, где рабочие получали элементарные навыки художественного творчества, ИЗОРАМ постепенно все больше включал в сферу своей деятельности задачи агитации за новый быт и его художественное оформление.

Характерна в этом смысле серия панно «Старое и новое», где в острой форме противопоставлялись старые традиции и формы жизнедеятельности и новое, что шло тогда в культуру и быт. Среди этих панно: «Стулья» (старый с декоративной резьбой стул победно повержен новым, простым по форме, стулом), «Чайники» (отвергаемому расписному фарфоровому чайнику противопоставлен электрический чайник), «Хоккей и фокстрот», «Физкультура и фокстрот».

Уже в 1929 году на выставке работ ИЗОРАМа в Москве демонстрировались макеты трансформирующейся мебели, разработанные в модельно-проектировочной мастерской ИЗОРАМа Наиболее интересным был шкаф-диван-кровать (в его спинке устроены емкости: открытые, с откидными дверцами, с выдвижными ящиками).

В программной статье к каталогу этой выставки М.Бродский (художественный руководитель ИЗОРАМа) писал: «В итоге, на основании пятилетнего опыта, мы пришли к тому, что каждый может изучить элементы изоорганизма и достичь при оперировании ими определенных результатов, не только в плакате, панно и пр., но, главное, в жизни, в быту. При умении оперировать элементами изоорганизма каждый сможет организовать свое жилье, наметить цветовую и формовую сторону его по своему желанию и характеру. И рабочая масса должна овладеть ими, так как реконструкция быта рабочих будет органической только тогда, когда она будет проведена самими рабочими».

Это была установка на некий самодеятельный бытовой дизайн. Однако уже в следующем году ИЗОРАМ завязывает тесные отношения с ленинградским Древтрестом и, конкурируя с профессионалами, разрабатывает для него серию образцов клубной мебели, многие элементы которой (кресло мягкое, стол столовый и стул и др.) могли использоваться и в быту. Мебель эта была принята к производству, и в 1930 году начался ее массовый выпуск под маркой «ИЗОРАМ— Древтрест».

После успеха с клубной мебелью в модельно-проектировочной мастерской ИЗОРАМа начали разрабатывать мебель для комплексного оборудования рабочего жилища. В 1931 году в конкурсе на мебель для типовых жилых ячеек, объявленном ленинградским комхозом, проект ИЗОРАМа получил первую премию.

«На новом этапе изорамовцы отказались от каких- либо вариантов комбинированной мебели, промышленное изготовление которой было бы в то время заведомо нерентабельным и крайне затруднительным (прежде всего из-за нехватки металла для изготовления основных рабочих узлов и деталей). Исходя из реальных возможностей экономики, за конструктивную основу предлагавшихся образцов были взяты стандартные деревянные элементы, собиравшиеся в готовое изделие на месте назначения при помощи болтов и винтов. Пружинные и волосяные части были съемными и легко заменяемыми. Качество использовавшейся древесины, характер ее окраски определялись теми ограниченными возможностями, которыми располагала производственная база Древтреста».

В целом мебель ИЗОРАМа. хотя она и побеждала на конкурсах и даже была принята к массовому производству, едва ли может рассматриваться как большое творческое достижение. Она все же в художественно-творческом отношении была очень приземлена и малосамостоятельна как по функционально-конструктивному решению, так и по стилистике. В ней ощущалось влияние и супрематизма, и конструктивизма, но явно не хватало яркой стилистической определенности проектов первого и оригинальной изобретательности второго.

Предыдущая статьяА. Родченко—два проекта оборудования рабочего клуба
Следующая статьяКубизм и супрематизм в костюме, ткани и предметах туалета