Контроль (Control)

Уровень контроля, обеспечиваемый системой, должен соотноситься с навыками и умением ее пользователя.

Человеку нужно уметь руководить действиями системы, но уровень управления должен соотноситься с его навыками и умением. Начинающим лучше иметь дело с пониженным уровнем управления, а опытным пользователям рекомендуется работать с системами, где предоставляется большая свобода.

Для примера вспомним, как дети учатся езде на велосипеде. Быстрее освоить велосипед вначале помогают маленькие колесики, они снижают уровень управления (исключается необходимость сохранять равновесие). Это позволяет ребенку нарабатывать основные навыки езды с минимальным риском для себя.

Как только ребенок хорошо освоит велосипед, маленькие колесики снимут, потому что они помешают оттачивать мастерство. По мере приобретения опыта возникает необходимость повышать уровень контроля.

Система может удовлетворить разные потребности, предлагая разные способы выполнения задачи. Так, начинающие пользователи текстовых редакторов обычно сохраняют свои документы, обращаясь к меню File (Файл) и выбирая Save (Сохранить), в то время как более опытные пользователи сохраняют документы, используя «горячие» клавиши.

Оба метода дают одинаковый результат, но одни пользователи предпочитают простоту и структуру, а другие — эффективность и гибкость. Это обычный компромисс при распределении функций управления в системе. Начинающим пользователям больше подходят структурированные взаимодействия с минимальным выбором, обычно они сопровождаются подсказками, ограничителями и доступом к справке.

Опытные пользователи предпочитают работать с менее структурированными взаимодействиями, им нужен прямой доступ к функциям, в обход «перил» для начинающих. Введение большого количества методов усложняет систему, для любой поставленной задачи их должно быть всего два: один для начинающих, второй — для опытных пользователей.

Необходимость обеспечения опытных пользователей «горячей» клавишей учитывается только в тех системах, которые используются достаточно часто для того, чтобы люди могли развить навыки.

Но, например, дизайн банкоматов предполагает, что клиент пришел впервые, и не делает различия между новичками и опытными пользователями, то есть не приспосабливает панель управления под разные уровни опытности. Когда системы используются достаточно часто для того, чтобы люди развили навыки, целесообразно подогнать дизайн системы под пользователя — самый высокий уровень контроля, какой может обеспечить дизайн. Можно отрегулировать внешний вид и конфигурацию системы в соответствии с личными предпочтениями и уровнем опыта.

Учитывайте распределение контроля при проектировании сложных систем. Если возможно, используйте простой и эффективный для пользователей всех уровней метод. Скрывайте предназначенные для опытных пользователей методы контроля, чтобы не сделать управление сложным для начинающих. Если система сложна и часто используется, не забывайте о том, что ее, возможно, придется приспосабливать к индивидуальным предпочтениям и уровню опыта пользователя.

Один из методов адаптации дизайна к уровням пользователей заключается в обеспечении одних способов взаимодействия с системой для начинающих пользователей и других — для опытных. Macromedia Flash поддерживает и тех, и других. Режим для опытных пользователей — Expert Mode — допускает произвольный ввод команды. Нормальный режим — Normal Mode — допускает только принудительный ввод, команды можно проверить на правильность.

Контроль (Control)

Предыдущая статьяФорма движения есть ритм в графическом дизайне
Следующая статьяФрейминг-эффект (Framing)