Карандашом наношу композиционный рисунок
Карандашом наношу композиционный рисунок

1. Карандашом наношу композиционный рисунок, определяющий линию горизонта, кроны и стволы деревьев, кустарник заднего и переднего планов, линию дальнего и ближнего берегов озера, зеркало воды с отражением, визуальный объём травянистого берега переднего плана и, если необходимо, какие-то мелкие детали пейзажа, не делая никаких тоновых раскладок, чтобы линии карандаша в дальнейшем не мешали живописи. Линии должны быть достаточно чёткими (карандаш Т, ТМ), чтобы после тонирования бумаги хорошо читались. Потом большой беличьей кистью заливаю весь лист лёгким, морковного цвета тоном. Колер готовлю в отдельной маленькой стеклянной посуде.

Карандашом наношу композиционный рисунок

Шаг2. Прописываю небо несколькими лессировочными слоями, во всю ширину бумаги, так как в дальнейшем цвет, тон деревьев и кустарника хорошо ляжет поверх цвета неба. Пишу крону основных деревьев, стволы, затенённые места кроны, кустарник и выгоревшую траву под деревьями, фрагмент (самое светлое и тёмное), здесь их 2, почти законченный, который и будет камертоном. Сейчас уже можно оценить, удаётся ли передать вечернее освещение, прозрачность воздуха.

Шаг 3. Дописываю дальний берег, кустарник и зелень у кромки воды. Затем, слегка уплотняя к ближнему берегу, пишу отражённое вечернее небо, намечаю рисунок ряски на воде. Остаётся решить, как сделать отражение и тон травянистого ближнего берега.

Урок акварельного пейзажа

На последнем этапе пишу отражение деревьев, кустов. Самое тёмное в воде отражается всегда чуть светлее по тону, а самое светлое — темнее. Зеркало воды как бы заглядывает снизу под кроны деревьев, поэтому общий тон и цвет плотнее, насыщеннее, границы освещенной и затенённой массы листвы не резкие, размытые. Траву переднего плана сразу задумал плотно, по-августовски пожухлой, с красноватыми от общей освещённости пятнами, но тёмно-холодной по цвету, так как она затенена. Оставлял белыми небольшие цветы в траве, которые потом гасил или охрой, или оранжевой краской, кое-какие цветы у воды — голубой. Всю траву переднего плана написал зелёной и железо-окисной светло-красной (зелень травяная и английская красная). Ряску писал голубой ФЦ и охрой золотистой, причём где-то зеленее (сверху проходил охрой), в правой части значительно уплотнил по тону. Ряска голубоватая из-за отражающегося неба.

Пейзаж готов. Тишина, прозрачность воздуха, освещенные вечерним солнцем деревья, всё есть. Можно работу одевать в бежевое паспарту.

Предыдущая статьяСоздание изобразительного пространства на плоскости
Следующая статьяПсихологический портрет