Анализируя крупное творческое явление в истории развития художественной культуры, важно не только выяснить его истоки, определить этапы развития и выделить основные творческие фигуры, но и выявить то организационно- временное средокрестие идей, в котором формировались его основные черты.

Если с этой точки зрения рассматривать этап становления дизайна, то таким средокрестием, фокусирующим формирование в 20-е годы его теоретической и творческой концепции, следует признать тесное взаимодействие двух организаций—ИНХУКа и Вхутемаса.

Учебные подгруппы ИНХУКа

Сразу после создания в ИНХУКе Рабочих групп конструктивистов и обжективистов они стали формировать свои учебные подгруппы из студентов Вхутемаса.

Это, однако, не потребовалось Рабочей группе архитекторов ИНХУКа, так как Обмас фактически получил во Вхутемасе статут самостоятельного отделения, где имелась своя предметная комиссия и где студенты под руководством одних и тех же преподавателей (Н. Ладовский, Н. Докучаев, В. Кринский) проходили весь курс профессионального обучения.

Другая ситуация сложилась на живописном факультете. Там на младших курсах было несколько мастерских, каждая из которых специализировалась на преподавании какой-то группы профессиональных художественных приемов (предполагалось, что студенты будут поочередно обучаться в нескольких мастерских).

На базе этих мастерских формировались пропедевтические дисциплины. Вначале они предназначались только для живописного факультета (одну из таких мастерских возглавляли Н. Удальцова и А. Древин), а затем две из них («Графика»—А. Родченко и В. Киселев, «Цвет»—Л. Попова и А. Веснин) стали межфакультетскими.

В результате члены ИНХУКа, преподававшие на живописном факультете, формально не имели постоянного контингента студентов даже на младших курсах (хотя в каждой мастерской постепенно складывалось свое постоянное ядро учащихся).

Кроме того, руководители этих мастерских, особенно тех, которые включались в формирующееся Основное отделение, понимали, что на старших курсах их студенты попадут в мастерские других преподавателей.

Именно поэтому члены ИНХУКа, преподававшие на живописном факультете, пытаясь формировать свои творческие школы из числа студентов Вхутемаса, предложили включить в структуру ИНХУКа подразделение нового типа—учебную подгруппу.

В принятом в апреле 1921 года «Положении об учебных подгруппах при рабочих группах ИНХУКа» говорилось, что каждая группа может организовать учебную подгруппу «для вовлечения в научно-лабораторные и трудовые процессы самостоятельных рабочих групп ИНХУКа сил из среды молодых работников искусства и науки.

Учебная подгруппа должна иметь не менее 10 сотрудников. Подгруппа собирается не менее одного раза в неделю под руководством одного или нескольких членов рабочей группы для проведения студийной работы. Подгруппа избирает свой президиум, ведет протокол и фиксирует дискуссии».

Сам факт создания при ИНХУКе учебных подгрупп свидетельствует, что в начале 20-х годов представители еще далеко не всех новых течений, в особенности же связанные с идеями производственного искусства, сумели внедриться в художественные вузы и таким путем формировать новое поколение своих творческих единомышленников (как это удалось сделать Н. Ладовскому в Обмасе и К. Малевичу в Витебске).

Учебные подгруппы ИНХУКа формировались при Рабочих группах, созданных по принципу объединения творческих единомышленников, то есть подгруппы были своего рода учебными студиями при творческих школах. Так как руководители этих подгрупп одновременно являлись преподавателями вуза, где учились их подопечные, то работа подгрупп фактически приняла формы дополнительных факультативных занятий студентов.

Однако в тех конкретных условиях учебные подгруппы ИНХУКа рассматривались, пожалуй, не как некоторое дополнение к основной программе обучения во Вхутемасе, а скорее как некая альтернатива, как зародыш нового подхода к формированию специалистов нового типа.

Наибольший интерес представляет учебная подгруппа Рабочей группы конструктивистов. Программа этой учебной подгруппы была разработана А. Ханом, затем она коллективно дорабатывалась. «Задачи учебной подгруппы,—говорилось в программе,—заключаются в том, чтобы втянуть своих членов в революционно-изобретательскую деятельность конструктивистов».

Ставилась задача «рассмотреть искусство с научно-профессиональной точки зрения в логической его последовательности». Программа призывала членов учебной подгруппы: «Усвоить философию и теорию научного коммунизма… Осознать практику строительства… Представить место, которое должен занять интеллектуальный производственник конструктивистических сооружений в коммунистическом бытии, т. е. в общественном производстве грядущей культуры… Разрешить целесообразность в области материального производства и производственных отношений… Подойти к проблеме труда». Программа предусматривала проведение членами подгруппы «материальных экспериментов»..

В учебную подгруппу Рабочей группы конструктивистов (первое собрание состоялось 22 марта 1921) входило более 15 студентов Вхутемаса (В. Шестаков, Г. Миллер, Н. Лаков, В. Бирюков, О. Чичагова, К. Синицына, С. Санина, Л. Артемьев, Г. Чичагова и др.). В основном это были студенты мастерской А. Родченко.

Судьба этой учебной подгруппы оказалась тесно связанной с ситуацией во Вхутемасе. После того как А. Родченко в начале 1922 года возглавил метфак и получил полную возможность на всех его курсах проводить свою творческую концепцию при подготовке студентов, он утратил интерес к учебной работе вне стен Вхутемаса.

Учебная подгруппа ИНХУКа работала в дальнейшем под руководством А. Гана, причем наиболее активными в ней стали студенты-полиграфисты. Это было связано с дизайнерской специализацией самого Гана и с тем, что на графическом факультете Вхутемаса тогда практически не ощущалось влияния идей производственного искусства.

Постепенно учебная подгруппа сменила по составу Рабочую группу конструктивистов и выступала затем как самостоятельное объединение, сыграв определенную роль в студийной подготовке художников-полиграфистов, работавших в духе конструктивизма.

Вторая учебная подгруппа из студентов Вхутемаса (в нее входило более 10 человек) была создана при Рабочей группе обжективистов, в которую входили четыре члена ИНХУКа— преподаватели живописного факультета Вхутемаса Н. Удальцова, А. Древин, Л. Попова и А. Веснин.

В программе этой подгруппы говорилось, что она «ставит себе целью—создание конкретных и вещественных построений на плоскости и в пространстве, работу не над изображением элементов, создание конкретного организма как в пространстве, так и на плоскости».

Были запланированы такие теоретические и практические работы: «Изучение живописных элементов… Изучение конкретных свойств элементов искусства и техники (материал)… Делание вещественных построений на основании конкретных свойств элементов (пространство, объем, плоскость, цвет, фактура и т. д.)… Необходимая лабораторная работа… Теоретизация практического и лабораторного опыта…»

Предыдущая статьяТеория движущейся формы Г. Крутикова
Следующая статьяА. Родченко на метфаке Вхутемаса