Ежегодник общества архитекторов-художников

В русском полиграфическом искусстве конца 19—начала 20 века шел процесс возрождения книги как художественного явления. В огромном море полиграфической продукции (книги, журналы, газеты, реклама, плакат и т. д.) выделилась и все больше набирала силу струя, которую питали истоки такого течения, как «Мир искусства». Художники «Мира искусства» (А.Бенуа, С.Чехонин. Д.Митрохин. Е.Лансере и др.) опирались на традиции классицизма и ампира (18 — начало 19 века), в чем их художественные вкусы смыкались с неоклассикой в архитектуре.

Наиболее изысканной и действительно высокохудожественной эта струя была в петербургской школе. Полиграфическая продукция, связанная с кругом «Мира искусства»,— это в основном издания по искусству, причем, пожалуй, наибольшая стилистическая строгость отличала издания находившегося в Петербурге Общества архитекторов-художников, в которых отстаивалась неоклассика в архитектуре («Ежегодник» и «Еженедельник» этого Общества). Главное внимание художники «Мира искусства» уделяли украшению и компоновке плоскости листа. Шрифты обложек были, как правило, не наборные, а рисованные.

Самостоятельной областью была журнально-книжная продукция по науке и технике, которая так далеко разошлась по внешнему оформлению с художественной книгой, что научно- технические издания почти не затрагивались стилистической модой. Они носили подчеркнуто деловой характер.

Была своя традиция у литературных и популярных журналов, в оформлении которых использовались самые разнообразные «стили» и композиционные приемы. Здесь было сильно влияние стилистики модерна и различных оттенков «русского стиля».

Особую сферу составляло рекламное дело, где царила полная вакханалия форм и «стилей». Вся эта область как бы выключалась из основной струи развития полиграфического искусства и рассматривалась как внехудожественная сфера. Например, в самых респектабельных архитектурных периодических изданиях, оформленных художниками «Мира искусства», помещались рекламы, стилистика которых была весьма далека от неоклассики (рекламы, выполненные А.Самойловым, Н.Тамонькиным и др.).

Но и в художественной области не было стилистической однородности в полиграфической продукции, что в какой-то степени отражало разнообразие творческих течений в изобразительном искусстве в начале 20 века Это хорошо видно при сравнении обложек каталогов и рекламных плакатов художественных выставок различных обществ. Причем на плакат известное влияние оказывали и художники «Мира искусства», выступая иногда в этом жанре.

В целом художники «Мира искусства» существенно повысили художественный уровень полиграфического искусства. Стремление к стилевому единству с опорой на традиции классицизма постепенно приводило к определенной стилистической скованности. Раньше всего это обнаружилось в наиболее оперативной сфере предметно-художественного творчества — в полифафическом искусстве. Все это создало взрывоопасную ситуацию, которая и разрядилась в 1910-е годы появлением футуристической книги.

Предыдущая статьяВан Вэй. «Просвет после снегопада в горах у реки». Фрагменты свитка VIII в.
Следующая статьяПротодизайн в структуре стилеобразующих процессов в предметно-пространственной среде