1. Выбор формата очень важен. Портрет может быть написан на квадратном холсте, на овальном, прямоугольном.
Пропорции прямоугольного холста очень важны, формат помогает, а иногда и диктует композицию, позу, ракурс. Портрет может быть оплечный, без рук (до груди), с руками (по пояс). Потрет в полный рост — это уже парадный.
Урок портретной живописи
2. Предварительные эскизы помогают изучить лицо, выбрать наиболее интересный ракурс или выигрышный поворот фигуры. Эскизы также помогают выбрать композицию. Можно использовать предметы (книгу или яблоко в руке) или интересно «завязать» руки.
3. Имприматура. Я стараюсь работать на цветной подложке. Для портрета выбираю тёплый светлый тон. Это позволяет сразу задать колористическую шкалу, и потом, при тонком лессировочном письме, всегда проглядывают нижние слои, включая основу. Поэтому тёплая подложка очень важна. После того как холст загрунтован, прокладываю имприматуру.
4. Рисунок выполняю сангиной. Поправки делаю ластиком, если стереть надо много, использую тряпку. Небольшая погрешность в рисунке живописного портрета (в отличие от графического -карандашом, углём), не страшна, потому что главное в живописи -цвет и тон. Красками потом можно поправить рисунок, и это придётся делать неоднократно на протяжении всей работы. Намечаю овал лица, волосы, плечи, силуэт, общий абрис. Обозначаю основные черты лица — нос, губы, глаза. Прокладываю общие тени: на шее, щеке, под бровями, под носом.
5. Рисунок кистью делаю марсом. Он должен быть прозрачным, лессировочным. Рисунок кистью поправляет и уточняет рисунок сангиной, обозначает конструкцию лица. Тонкой круглой колонковой кистью прописываю марсом брови, контуры глаз, губ, рисунок носа, а также локоны и пряди.
При самом письме всё лишнее -толстые мазки, густые краски снимаю мастихином. Каждый раз, пока краски свежие, сразу удаляю толстые слои.
6. Масса волос прокрывается общим тоном, тёмным и тёплым. Это послужит подложкой для данной части портрета.
7. Лицо, шею и плечи прокрываю общим тоном, при этом сразу выделяю более светлые и тёмные места (тени и свет).
8. Кладу блики и цветные рефлексы. Светлые мазки — на лоб, скулы, кончик носа и под переносицу, над губами, а также на ключицу и плечо. Многие художники совершают ошибку, когда «забликовывают» лицо. Это уничтожает форму. Блик на лице должен быть один — на кончике носа. Тогда лицо не будет дробным и «звенящим». Когда смотришь на лицо, видишь блики помимо носа, на скулах, подбородке, переломе лба, на губах, и конечно, в глазах. На кончике носа — самый главный блик. Он ближе всего к художнику (и зрителю). На скулах, лбу это должны быть не блики, а светлые мазки. В глазах отблески очень важны, но они не должны быть ярче, чем на носу. Поэтому ставим маленький бличок того же тона, что и на кончике носа, и прижимаем свежую краску кончиком пальца. Так краска «присаживается», становится менее яркой, как бы впечатывается в красочный слой.
9. Все видимые части тела и лицо прокрываю охрой с белилами. Активно работаю цветными рефлексами: голубые и синие в волосах, розовые и светло-зелёные на лице и теле на светах, красные и темно-зелёные в тенях. Прорабатываю губы, глаза, нос и другие части лица подробно.
10. Ещё раз прорабатываю света. По всем деталям работаю на несколько тонов светлее. Все краски кладу лессировочно.
11. Прорабатываю цвет и тон. Добавляю телесный тон в лицо, смело пишу цветом. Теперь пишу и одежду, которая всё это время оставалась без внимания.
12. Снова осветляю портрет. Мазками на несколько тонов светлее освежаю живопись (лицо, тело, волосы).
13. Осталось несколько завершающих штрихов. Окончательно уточняю мелкие детали, освежаю колорит.
14. Самый последний штрих сделаю уже в раме. Выбираю багет так, чтобы он не «заглушал» изображение, не спорил с ним. Вставив картину в раму, вижу, что надо добавить, чтобы «собрать» произведение и обрамление в единое целое.
Потрет готов.