агитпоезд «Октябрьская революция»

Наряду с агитационно-праздничными объектами оформления городской среды формировавшийся в нашей стране дизайн проходил, если можно так выразиться, стажировку и в других жанрах агитационно-массового искусства. Причем прежде всего в таких, где наряду с живописными композициями требовалось функционально-конструктивное решение.

Интересной сферой приложения как живописно-графического, так и конструкторско-изобретательского творчества стали передвижные агитустановки.

Советская власть, проводя политику приобщения широких слоев населения к достижениям культуры в первые, самые трудные в экономическом отношении годы, когда еще только начинала создаваться система стационарных очагов культуры, использовала различные формы передвижных агитационных объектов.

Основная цель—донести правду о советской власти и обеспечить культурным обслуживанием самые отдаленные уголки нашей страны (и фронты Гражданской войны), используя систему железнодорожного транспорта, судоходные реки, автомобильные и местные дороги.

Первыми и наиболее известными передвижными агитобъектами были агитпоезда. Собственно конструкторской работы здесь было мало — за исключением переоборудования интерьеров вагонов. Новых типов вагонов не создавали, использовали имеющиеся. Поэтому главная задача стояла так— максимально изменить привычный облик вагонов.

Этим и занимались художники, расписывавшие стены вагонов сюжетными или орнаментальными композициями и лозунгами. Агитпоезда использовались относительно короткое время: 1918—1921 годы. Наибольший интерес представляют росписи Агитпоезда имени В.И. Ленина № 1 (1918—1919), агитпоездов «Октябрьская революция» (1919—1920), «Красный казак» (1920) и «Красный Восток» (1920).

Агитпоезда ближе к таким формам агитационно-массового искусства, как политический плакат, «Окна РОСТА» и агитационный фарфор. Многие проблемы, близкие к задачам графического дизайна, приходилось решать художникам, расписывавшим вагоны. Надо было не только преодолеть структуру стен вагонов (окна в пассажирских вагонах, стойки и раскосы в товарных вагонах), но и создать зрительно выразительный образ, хорошо воспринимаемый на близком и большом расстояниях, в покое и в движении поезда. Росписи агитпоездов имеют отношение и к истокам суперграфики. Агитпоезда за короткое время своего существования проделали огромную агитационно-массовую работу.

В качестве примера можно привести агитпоезд «Октябрьская революция», состоявший из двенадцати классных вагонов. В поезде имелось все необходимое: типография, книжный склад, столовая, радиорубка, кинозал на 200 человек (переоборудованный из почтового вагона). За два года (1919—1920) агитпоезд совершил двенадцать рейсов, объездив почти всю страну. Организовывались митинги, раздача литературы, киносеансы (в киновагоне и на открытом воздухе).

Близкую к агитпоездам роль выполняли и агитпароходы. Эстафету от агитпоездов и агитпароходов приняли агитавтомобили. Этот вид транспорта не только оказался более мобильным, но и создавал широкие возможности конструирования на его базе самых различных в функциональном отношении элементов—библиотеки-читальни, киноустановки, театральной сцены и т. д. Причем грузовой автомобиль позволял использовать его платформу для конструирования различного рода сборно-разборных и трансформируемых установок.

В 1923 году А. Родченко создает два проекта киноавтомобилей для показа киносеансов на открытом воздухе—в темное время дня (экран размещен открыто над кабиной автомобиля) и в светлое время (экран размещен в глубине раструба, устроенного в кузове).

В 1922 году А. Бабичев разработал, пожалуй, самый грандиозный проект передвижного агиттеатра. Стандартная сборноразборная металлическая конструкция перевозилась на двух грузовых автомашинах (с прицепами) и на месте в течение двух-трех часов монтировалась на площади (или прямо в поле) силами нескольких человек.

Основу конструкции составляла поднятая высоко над уровнем земли обширная сценическая площадка, под которой размещались артистические уборные и помещения для реквизита. Ширмы, которые передвигались при помощи особых механических устройств, давали возможность легко и быстро изменять размеры и форму сценической площадки.

Это было зрелищное сооружение универсального типа, рассчитанное на театральные и эстрадные представления, цирковые программы (предусматривалась возможность натягивать тросы, подвешивать предохранительные сетки и т. д.), показательные спортивные выступления, киносеансы. Размеры сцены могли быть уменьшены, она могла превращаться в трибуну для доклада или в небольшую площадку (диспуты и т. д.).

В случае дождя на стойки и тросы натягивался тент. Проекты агитавтомобилей создавались на протяжении всех 20-х годов, и не раз в качестве курсовых и дипломных проектов эти темы разрабатывались студентами Вхутемаса. Например, в 1925 году студентка А. Назарьева сделала проект передвижной избы-читальни, размещенной на грузовом автомобиле (библиотека, ленинский и сельскохозяйственный уголки). Другой студенческий проект предусматривал трансформацию агитавтомобиля с установкой киноэкрана.

Для процесса разработки дизайнерских приемов формирования предметной среды представляют интерес такие проекты, в которых разнообразно обыгрывались варианты трансформации с использованием самой структуры автомобиля.

Ряд интересных проектов агитавтомобилей был разработан при московском Доме самодеятельности искусств.

Проект агитавтомобиля-клуба создал в 1930 году Ряжский— режиссер-конструктор этого Дома. Автомобиль имел несколько вариантов трансформации с учетом отдельных направлений клубной работы—сцена, библиотека-читальня, радиоустановка, киоск для продажи литературы, стрелковый тир. Художники Садков и Григорьев разработали при том же Доме проект базовой клубной установки с расчетом обслуживания периферии на 50 километров и проект легкой установки для агитпробегов.

Широко использовался для передвижных агитустановок гужевой транспорт. Агитповозки («Красные повозки») различного назначения проникали в самые отдаленные деревни и села. Чаще всего это были передвижные библиотеки и книжные киоски, однако иногда это были и театральные повозки (например. «Веселый фургон» Московского Театра юного зрителя).

Предыдущая статьяДизайн вокруг нас
Следующая статьяА. Родченко—два проекта оборудования рабочего клуба