Мартин Хаблесрайтер и Соня Штуммерер посвятили более 10 лет своей совместной жизни фуд-дизайну, изучая его подноготную и выступая с лекциями в разных частях света.

Их новая книга Eat Design насыщена самобытными фотопортретами авторов, которые подчас кажутся нелепыми: находясь в ванной с супом и поглощая его оттуда черпаками, обрабатывая пиццу при помощи токарного станка и стреляя друг другу в рот из водных пистолетов, авторы привлекают наше внимание к вековым правилам потребления пищи, в которых, очевидно, есть определенный смысл.

Почему мы едим именно такими приборами и не делаем это в кроватях или смотровых ямах гаражей, разъясняет подробно изложенная эволюция столовых приборов, обеденной мебели, помещений для приема пищи и застольного дресс-кода.

Вилки и ножи отнюдь не делают потребление пищи более удобным, скорее усложняют его, дисциплинируя нас. Поедая чипсы прямо из пакетов и уминая гамбургеры, держа их руками, мы становимся необузданными животными, тогда как приборы придают процессу ритуальность и позволяют контролировать потребление калорий.

Но так считалось не всегда, и в дебатах о застольных манерах пятисотлетней давности, не менее напряженных, чем нынешние, как раз утверждалось, что к дарам господа можно прикасаться лишь чистыми руками, а не дьявольскими орудиями.

Церковь долгое время осуждала использование вилки, а со временем она превратилась в символ роскоши, поскольку приборы были доступны лишь привилегированным членам общества.

Ложка, древнейший из приборов, повторяет форму ладони, нож эволюционировал от оружия и долгое время оставался инструментом поваров, не попадая за обеденный стол, поскольку садиться за него вооруженным считалось дурным тоном.

Не менее подробно авторы исследуют эволюцию тарелок как индивидуальных средств потребления, рассматривают чашки и бокалы с точки зрения анатомии, ритуального назначения (древние чаши из человеческих черепов), демонстрации статуса (серванты с фарфором) и хороших манер (оттопыренные мизинцы, позволяющие рассмотреть красоту чашки).

О том, как раньше сморкались в скатерть, как влияет диаметр тарелки на чувство насыщения, как стол придает еде нематериальный символизм и чем напоминает алтарь, что общего между пикником и вагоном-рестораном и почему в солнечных очках и бейсболках за столами не сидят, повествуют нам авторы в своей детальной и увлекательной монографии.

Предыдущая статьяНаружная реклама: правила визуального восприятия*
Следующая статьяПлюс один