В изобразительном искусстве портрет может быть скульптурой картиной формой фотографии или любым другим изображением человека, в котором лицо является главной темой. Традиционные портреты станкового типа обычно изображают натурщика с головой и плечами, в пояс или в полный рост. Существует несколько разновидностей портретов, в том числе: традиционный портрет человека, групповой портрет или автопортрет В большинстве случаев специально составлен для того, чтобы отобразить характер и уникальные атрибуты предмета. Среди великих представителей портретной живописи западного искусства старые мастера эпохи Возрождения, такие как флорентийцы Леонардо да Винчи (1452–1519), Микеланджело (1475–1564) и Бронзино (1503–72), тосканец Рафаэль (1483–1520) и венецианец Тициан (1487-1576). К северу от Альп жил Ян ван Эйк (1390-1441), основатель фламандской живописи из Брюгге, и немецкие портретисты Лукас Кранах Старший (1472-1553) иГанс Гольбейн Младший (1497-1543). Среди более поздних представителей были бессмертный голландец Рембрандт (1606-69) и эпохи барокко Антонис Ван Дейк (1599-1641), испанский придворный художник Веласкес (1599-1660) и англичанин Томас Гейнсборо (1727-88). Примерами современной портретной живописи являются Теодор Жерико, Эдуард Мане; Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Джон Сингер Сарджент, Поль Гоген, Пабло Пикассо, Уильям Орпен, Амедео Модильяни, Отто Дикс, Грэм Сазерленд, Люсьен Фрейд, Чак Клоуз и Фрэнк Ауэрбах. Самую большую коллекцию портретной живописи можно увидеть в Национальной портретной галерее (Лондон) который насчитывает около 200 000 примеров.

Древний портрет

Портретную живопись можно рассматривать как общественное или частное искусство. В древних средиземноморских цивилизациях, таких как Египет, Греция, Рим и Византия, портретная живопись была в основном публичной формой искусства или типом погребального искусства для богов, императоров, королей и пап. Портреты были выполнены в виде скульптуры из бронзы, мрамора или другого камня, а также в виде панно или настенных фресок Хотя частные произведения искусства как правило, для царских семей были заказаны в шумерскую, египетскую и греческую эпохи, наиболее древняя портретная живопись была общественным искусством, предназначенным для украшения общественных мест и отражения морали и религиозных ценностей того времени.

Примеры портретной живописи из раннего Египта включают: скульптуру Менкаура и его королева (ок. 2470 г. до н.э.); скульптуры: Фараон Эхнатон (ок. 1364 г. до н. э.), «Дочь Эхнатона (ок. 1375 г. до н. э.), бюст Нефертити (ок. 1350 г. до н. э.); и портреты мумий (около 200 г. н.э.). Среди греческих скульптурных портретов: мраморный бюст, Сократ .(ок. 340 г. до н.э.); а также многочисленные бюсты, рельефы и статуи греческих богов, от Афродиты до Зевса. Важными скульпторами классического греческого периода были Поликлеит, Мирон и Фидий. Портреты также были написаны на панелях, хотя почти ни один из них не сохранился. Известным исключением является серия портретов фаюмских мумий (около 50 г. до н.э. 250 г. до н.э.), найденная в Файюмском базисе недалеко от Каира в Египте.

Римский портрет

Римское основывалось на практической политической необходимости. Портретные бюсты всех императоров, от Юлия Цезаря до Константина, были вылеплены из мрамора или бронзы. Эти статуи и бюсты были выставлены на всеобщее обозрение по всей империи, чтобы прославить римскую власть. В столице выросла огромная художественная индустрия, привлекающая скульпторов, художников и ремесленников со всей Италии и Греции, просто чтобы удовлетворить этот спрос на имперские портреты. Например, сохранилось более 250 бюстов императора Августа. Римские портреты продолжили традицию паблик-арта. Портретная живопись в эпоху поздней античности и средневековья

С наступлением Средневековья после разграбления Рима (около 450 г. н.э.) паблик-арт принял менее заметную форму. Портретная живопись, а также другие виды живописи создавались в основном для внутренней отделки церквей и монастырей (обычно в виде фресок или энкаустических панно) или использовались для иллюстрирования иллюминированных евангельских рукописей, таких как Евангелия Гарима (390–660 гг.). из Эфиопии и Келлской книги (ок. 800 г.) из Ирландии. Единственным крупным покровителем искусств на протяжении большей части Средневековья была церковь. Примеры работ этого периода включают: энкаустические панно, портреты и иконы .из монастыря Святой Екатерины на горе Синай, например, Мадонна с младенцем на троне (около 600 г. н.э.); портреты евангелистов и апостолов в кельтских христианских иллюминированных рукописях и каролингских евангельских текстах, таких как Иоанн Богослов (ок. 800 г.). В период романского и готического периодов до четырнадцатого века (ок. 1000–1300) портретная живопись расширилась, включив в нее витражи, большая часть которых все еще видна сегодня в архитектурных шедеврах, таких как Шартрский собор и Собор Парижской Богоматери.

Натурализм Джотто и реализм Яна Ван Эйка (ок. 1300–1450)

Византийский стиль портретной живописи, господствовавший в период 450-1400 гг., не был совместим с реальными изображениями. Вместо этого художники придерживались иератического стиля искусства, в котором духовные и человеческие характеристики фигуры должны были выводиться из символических мотивов. Этот ненатуралистический подход практически не встречал возражений до прихода Джотто (1266-1337), чьи фрески Скровеньи (Часовня Арены) были первыми изображениями, на которых были изображены реалистичные, обычные люди с твердыми трехмерными формами. Этот новый стиль вскоре дал о себе знать и в собственно портретном искусстве во-первых, среди знатоков масляной живописи нидерландского Возрождения .(c.1400-1580) и немецкий Ренессанс включая Яна ван Эйка, Роджера ван дер Вейдена, Лукаса Кранаха и Ганса Гольбейна масляная краска особенно способствует реалистичному виду картин и позже Франция, с такими работами, как Портрет Карла VII Франции 1445-50) Жана Фуке (1420-81). К 1500 году портретная живопись стала основным жанром живописи.

Влияние итальянского Возрождения (ок. 1450-1530)

эпохи Возрождения внесло в живопись несколько новых идей. К ним относятся технические концепции, такие как линейная перспектива, свет и тень светотень и сфумато и трехмерное моделирование, а также повествовательные концепции, такие как гуманизм. Эти идеи предоставили художникам-портретистам большие ресурсы, что вскоре привело к заметному повышению качества портретов эпохи Возрождения Тем временем церковь продолжала меценатствовать над изобразительным искусством, заказывая работы для соборов, церквей, часовен, монастырей и женских монастырей. Действительно, Ватикан чуть не обанкротился в 16 веке, когда сменявшие друг друга папы тратили состояния на украшение Рима. Поэтому само собой разумеется, что большинство портретов в это время были членами Святого Семейства, Мучениками или Апостолами. Влияние эпохи Возрождения на портретную живопись продолжалось веками, поскольку художники продолжали подражать стилю Леонардо, Рафаэля, Тициана и Микеланджело. См. также венецианскую портретную живопись (1400–1600 гг.).

Пост-ренессансный период (ок. 1530-1700)

Два важных события произошли в периоды маньеризма (ок. 1530–1600) и барокко (ок. 1600–1700).

В течение 16 века основные академии художеств установили четкую иерархию картин, основанную на воспринимаемых «вдохновляющих» качествах картины. Пять жанров были ранжированы следующим образом:

(1) исторические религиозные или мифологические изображения (содержащие «повествование» или «послание») считались наиболее достойным жанром, за ними следовали

(2) портреты затем

(3) жанровые картины это изображения повседневных сцен

(4) пейзажи

(5) натюрморты

Из-за этого многие художники-портретисты пытались повысить авторитет как своей картины, так и своего предмета, придавая своим портретам историческую, религиозную или мифологическую обстановку.

Кроме того, в середине 16 века, после общеевропейского раскола между католической церковью в Риме и протестантским движением, вызванного Реформацией Лютера (около 1520 г.), Трентский католический собор решил начать масштабную кампанию, чтобы победить Вернуть разочарованных верующих. Эта кампания, известная как Контрреформация использовала в качестве оружия пропаганды, поэтому было заказано огромное количество религиозных картин и скульптур, многие из которых выполнены в монументальном масштабе, включая некоторые знаковые портреты. Для художников 17-го века, которые специализировались на портретах королей.

Голландская школа реализма — уникальный период портретной живописи

Совпадая с подъемом католической живописи, в протестантской Голландии возник мини-ренессанс, подпитываемый новым, крайне материалистичным типом покупателя — богатым торговцем из среднего класса или профессионалом, — который хотел покупать картины, которые сделали его и его семью хорошо выглядишь. Они должны были быть достаточно маленькими, чтобы висеть на стене его дома, и достаточно детализированными, чтобы казаться реалистичными. Так родился неповторимый стиль живописи голландского реализма. Среди величайших голландских художников-реалистов были замечательные портретисты, такие как Франс Хальс (1582-1666), Ян Вермеер (1632-75) и, конечно же, Рембрандт.

Примечание: портретная живопись в России развивалась позже, чем в остальной Европе. Лишь в эпоху петровского искусства при Петре Великом (1686-1725) стали появляться портреты в академическом стиле.

Расширение портретной живописи: фотография вчерашнего дня (ок. 1700–1900)

Портретная живопись как жанр значительно расширилась в 18-19 веках. Это было связано с несколькими факторами, в том числе: повсеместным использованием масла и холста; рост торговли, который, в свою очередь, создал большую группу богатых бизнесменов и землевладельцев из среднего класса; и использование портретной живописи как способ сделать постоянную визуальную запись отдельных лиц и семей. В любом случае в этот период произошел значительный рост портретного искусства, который остановился только с появлением фотоаппарата в 20 веке. О работах 18 века см.: /неоклассическая портретная живопись . Вероятно, двумя лучшими художницами-портретистами восемнадцатого века была швейцарская художница Анжелика Кауфманн (1741–1807), работавшая в Лондоне и Риме, и Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842), придворная художница королевы Марии-Антуанетты. Среди других выдающихся портретистов восемнадцатого века — Жан-Батист Грез (1725-1805), известный изысканными работами в стиле рококо, такими как «Белая шляпа» (1780, Музей изящных искусств, Бостон).

Специализированный жанр романтической портретной живописи, ставший очень популярным в Англии девятнадцатого века, иллюстрируется картинами сэра Эдвина Ландсира (1802–1873), чьи сентиментальные портреты собак выражали некоторые основные достоинства викторианской эпохи.

Портретная живопись ХХ века

Двадцатый век мало интересовался классической иерархией жанров и был поглощен новыми способами изображения действительности в эпоху мировых войн и моральной неопределенности. После серии экспрессионистских портретов достижения в области фотографии, кино и видео сделали классическую портретную живопись анахроничной и малоценной. Вместо этого художники-портретисты 20-го века просто использовали этот жанр как еще одно средство продвижения своего стиля искусства. Исключения составляют портреты Пикассо, такие как «Портрет Гертруды Стайн» (1906 г.), и работы экспрессиониста Модильяни: см., например, «Портрет Хуана Гриса».(1915) и «Портрет Жанны Эбютерн» (1918). На послевоенное развитие также повлияли дополнительные художественные материалы, компьютерные медиа и новые формы печати, что позволило создавать новые работы акриловыми красками, алюминиевой краской, формой коллажа, трафаретной печатью, компьютерной печатью и смешанной техникой, а также различные новых скульптурных медиа. Примером этой тенденции являются портреты в стиле Энди Уорхола (1928–1987), чьи печатные портреты Элвиса, Мэрилин Монро, Жаклин Кеннеди, Элизабет Тейлор и Мао-Цзе-Дуна стали иконами конца двадцатого века. Новейший современный стиль портретной живописи, известный как фотореализм .

Характеристики портретного искусства

Как и любой жанр живописи, портретное искусство отражало господствовавший в живописи стиль. В раннем Египте портреты и рельефные скульптуры изображались только в профиль. Портрет, написанный в эпоху барокко, был бы более ярким, чем величественные неоклассические картины, но ни один из них не был таким приземленным, как портреты реалистов .. Точно так же романтическая портретная живопись была более оживленной, чем портреты импрессионистов, в то время как экспрессионистская портретная живопись начала двадцатого века, как правило, самая яркая и красочная из всех эпох. Тем не менее, очень простыми словами можно выделить два основных стиля или подхода в портретной живописи: «Большой стиль», в котором предмет изображается в более идеализированной или «большей, чем жизнь» форме; и реалистичный, прозаический стиль, в котором предмет представлен в более приземленной реалистической манере.

Стили отдельных портретистов

Хотя величайшие портретисты, такие как Леонардо, Микеланджело и Рембрандт, освоили оба стиля, большинство художников склонны следовать только одной традиции. Например, среди тех, кто писал в стиле великой классики, были: Питер Пауль Рубенс (1577–1640), сэр Энтони Ван Дейк (1599–1641), сэр Джошуа Рейнольдс (1723–92), Гойя (1746–1828) и Джон Певица Сарджент (1856-1925). Уильям Орпен (1878–1931), один из великих ирландских художников-портретистов, также писал в великом «академическом стиле». Другие специализировались на более приземленных портретах, например, Ян ван Эйк (1390-1441) и Ян Вермеер. (1632-75), оба написали спокойные точные работы. Стиль реализма исследовал Теодор Жерико (1791–1824), создававший реалистичные изображения душевнобольных, русский гений Иван Крамской (1837–1887), известный своим гуманистическим реализмом, и другие русские, такие как Василий Перов (1833) . -82). Импрессионисты-портретисты включают французов Эдуарда Мане (1832-83), Клода Моне (1840-1926), Пьера-Огюста Ренуара (1841-1919), Эдгара Дега (1834-1917) и Поля Сезанна (1839-1906), а также Русский Валентин Серов (1865-1911) и американец Джон Сингер Сарджент — см. его Портрет мадам X.(1884 г.). Примерами экспрессионистской портретной живописи являются эмоциональность Ван Гога (1853-90), городские портреты Пабло Пикассо (1881-1973), лирический примитивизм Амедео Модильяни (1884-1920) и черный юмор Отто Дикса (1891) . -1969) и Оскар Кокошка (1886-1980). Более современные художники-портретисты включают Грэма Сазерленда (1903-80), известного своими портретами настроения; Дэвид Хокни (р. 1937) за точность и форму; и Люсьена Фрейда (р. 1922) за его грубый натурализм. Тем временем мастер импасто Франк Ауэрбах(р. 1931) продолжает создавать произведения необычайной интенсивности.

Типы портретов

Религиозная портретная живопись

В истории западного искусства художники-портретисты использовались по многим причинам. Во-первых, в Древней Греции, Египте и Риме (а также в микенской, минойской и других средиземноморских культурах) художники и скульпторы использовались для изображения самых разных богов и богинь в различных публичных произведениях искусства. Примеры включают: Афродита (ок. 350 г. до н.э.) Праксителя; Венера Милосская (ок. 100 г. до н.э.); Пергамский фриз (около 180 г. до н.э.), а также бюсты Зевса, Пана, Эроса и других.

Ренессанс поддерживал этот тип религиозного искусства через фрески христианства с изображением пророков, Иисуса Христа, Девы Марии и апостолов. Между тем, фреска Леонардо да Винчи « Тайная вечеря » и Микеланджело « Бытие » (1508-12) и фреска «Страшный суд » (1536-41) на потолке и стенах Сикстинской капеллы в Риме содержат одни из величайших религиозных портретов, когда-либо созданных. Другие заслуживающие внимания религиозные и мифологические портреты эпохи Возрождения, в том числе: портреты Адама и Евы Яна ван Эйка в его шедевре «Гентский алтарь » (1425-32); МантеньяОплакивание мертвого Христа (ок. 1490 г.); « Мадонна с младенцем и святой Анной » Леонардо (1502 г.); « Сикстинская Мадонна » Рафаэля (1514 г.); и « Венера Урбино » Тициана (1538 г.). Хотя многие из этих работ не ограничиваются одним лицом или фигурой, а некоторые видны только на расстоянии, их целью было изобразить христианство в личной форме, и поэтому их следует рассматривать как часть портретного жанра. Следует также отметить, что эпоха Возрождения придавала большое значение живописи, которая изображала повествование или сообщение. Таким образом, художники обычно включали свои «портреты» в большие повествовательные сцены.

Исторический портрет

Художники-портретисты также изображали почитаемые исторические человеческие фигуры. Например, все римские императоры (например, Юлий Цезарь, Август, Марк Аврелий) изображались в формах публичного искусства, таких как статуи, бюсты и фризы, чтобы прославить Римскую империю. Египетские фараоны также широко изображались в различных средствах массовой информации, таких как портретные бюсты, резьба по гробницам и портреты мумий. Более поздних пап, королей и президентов также увековечивали в портретах, и этот процесс процветал, начиная с Высокого Возрождения.

Примеры включают: Дож Леонардо Лоредан (1502 г.) Джованни Беллини; Папа Лев X с кардиналами (1518 г.) Рафаэля; сэр Томас Мор (1527 г.); Томас Кромвель (1534 г.) и Генрих VIII (1536 г.) Ганса Гольбейна. Император Рудольф II в образе Вертумна (1591 г.) Джузеппе Арчимбольдо; Король Англии Карл I на охоте (1635 г.) Энтони Ван Дейка ; Портрет Папы Иннокентия X (1650 г.) и комплекс Менины (1656 г.) работы Диего Веласкеса; «Самоубийство Лукреции » Рембрандта; Джордж Вашингтон(1796) Гилберта Стюарта; Наполеон, пересекающий Альпы (1801 г.) Жака-Луи Давида ; Веллингтон (1816 г.) Франсиско Гойи; Теодор Рузвельт (1903) Джона Сингера Сарджента; Американская готика (1930) Гранта Вуда; Этюд Веласкеса «По папе Иннокентию X» (1951) Фрэнсиса Бэкона. Примером другого типа исторического портрета — «политического портрета» — является « Плачущая женщина» (1937, Тейт Модерн, Лондон) — универсальный символ женского страдания.

Портреты знаменитостей

Известные люди всегда были искомым предметом (или целью) профессиональных художников, от Ренессанса до Поп-Арта. Примеры портретистов и их изображения знаменитостей включают: Ян ван Эйк: Портрет Арнольфини (1434 г.); Лукас Кранах Старший Диптих с портретами Лютера и его жены Катерины фон Бора (1529 г.); Джон Синглтон Копли Три младшие дочери Георга III (1785, Букингемский дворец, Лондон); Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн: Гете в Кампанье (1787 г.); Джозеф Ланге: Моцарт за фортепиано (1789 г.); СэрГенри Реберн сэр Вальтер Скотт (1823 г.); Илья Репин Портрет Льва Толстого (1887); Хуан Грис Портрет Пабло Пикассо (1912); Грэм Сазерленд: Портрет Сомерсета Моэма (1949); Виллем Де Кунинг Мэрилин Монро (1954); Энди Уорхол: Восемь Элвисов (1963). Среди других картин известных людей: поэтесса Анна Ахматова, написанная Кузьмой Петровым-Водкиным; актер Чарли Чаплин в исполнении Фернана Леже и большевистского лидера Ленина Исаака Бродского.

Другим менее формальным типом портретной живописи является карикатура обычно на политиков и знаменитостей, опубликованная в газетах и ​​других периодических изданиях, таких как журнал Time Vanity Fair и The New Yorker Обнаженные портреты

От классической античности, через эпоху Возрождения до 20-го века как мужская, так и женская обнаженная натура фигурировали в портретной живописи, живописи, скульптуре и гравюре Рождение Венеры Боттичелли (1485 г.) является одним из величайших. Среди других знаменитых портретов обнаженной натуры: «Спящая Венера» (1510, Дрезден) работы Джорджоне; Венера Урбинская (1538, Уффици) Тициана; «Рокби Венера (1647 г.) Веласкеса; «Купальщица Вальпинсон» (1808 г., Лувр) и «Большая одалиска (1814 г., Лувр) Джада Энгра. Другие известные примеры см Обнаженные женщины в истории искусства .(20 лучших) и «Обнаженные мужчины в истории искусства» (10 лучших).

Портрет тщеславия

Художники-портретисты также получали заказ от мелких дворян, деятелей культуры и бизнесменов, чтобы создать их лестное подобие, отражающее их положение в обществе. Этот тип станкового искусства процветал во время Высокого итальянского Возрождения и в Северном Возрождении среди голландских и фламандских школ, когда переносные художественные средства, такие как панно и холсты, начали заменять настенные фрески. Примеры включают: герцог Федерико да Монтефельтро и его супруга Баттиста Сфорца (около 1466 г.) Пьеро Делла Франческа; Семья и двор Людовико II Гонзага (около 1474 г.) Андреа Мантенья; Дама Леонардо с горностаем (Портрет Чечилии Галлерани) (около 1490 г.) иМона Лиза (ок. 1503 г.), жена Франческо дель Джокондо; Бальдассаре Кастильоне Рафаэля(1515 г.); Дева канцлера Ролена Яна ван Эйка (1436 г.); Эразм Роттердамский Гольбейна(1523, Национальная галерея, Лондон); Купец Георг Гизе (1532, СМПК, Берлин); и «Послы (1533, Национальная галерея, Лондон); «Смеющийся кавалер (1624) Франса Хальса; «Ночной дозор» или «Ополченческая рота» капитана Франса Баннинга Кока (1642 г.) и «Синдики гильдии суконщиков» (Стаалмейстеры) (1662 г.) Рембрандта; Мастер Томас Листер (1764) Джошуа Рейнольдса; Миссис Ричард Шеридан (1785) Томаса Гейнсборо; «Портрет месье Бертена» (1832 г.) и «Портрет мадам Муатессье» (1844–1865 гг.) работы Энгра. Портрет мисс Амелии Ван Бюрен (1891 г.) работы Томаса Икинса и «Портрет мисс Доры Уилер (1883, Художественный музей Кливленда) работы Уильяма Мерритта Чейза (1849–1916).

Обзор развития портретной живописи

Среди шедевров европейской живописи от XV века до новейшего времени много портретов, и они являются важной чертой творчества мастеров, преуспевших в других жанрах. Гойя (1746-1828), живописец испанской жизни, боя быков, народных праздников, зловещих предзнаменований, военных бедствий и даже религиозных сюжетов, был бы, на наш взгляд, неполным без его блестящих исследований индивидуальная личность.

Для большей части средневекового периода в искусстве, посвященном религии, такие исследования (если бы их можно было проводить) казались бы вторжением на почву, принадлежащую вере, дерзостью, если не больше. Скульптурные изображения королей и королев были мемориальными абстракциями власти. До позднего Средневековья освещение рукописей давало символы, а не подобия. Начало характеристик появляется в королевских портретах четырнадцатого века, диптихе Уилтона предоставление примера. Тем не менее, красивая работа в тонком миниатюрном стиле, по-видимому, связанная с работами франко-фламандского художника Андре Боневе (ок. 1330–1403), создает проблему в изображении молодого и безбородого Ричарда II. Есть некоторые свидетельства того, что панель была написана позже, когда Ричард был бородатым и преждевременно постаревшим. Какой бы ни была причина, это означало бы, что подобие не было такой главной заботой, как отношение и религиозное содержание.

Во фламандской живописи XV века реалистический портрет возникает с поразительной внезапностью. Практика включения изображения жертвователя прелата, дворянина или богатого торговца в алтарь, предназначенный для церкви или монастыря, использовала превосходные навыки Яна ван Эйка (1390–1441), Роджера ван дер Вейдена (1400–64) и Ганса. Мемлинг (1433-94). С такой же силой они писали чисто светские портреты, среди их клиентов были иностранные гости фламандских городов. Агент Медичи в Брюгге, Томмазо Портинари, появляется со своей женой и детьми в великом Поклонении, которое сейчас находится в Уффици, работы Гуго ван дер Гуса (1440–1482). Сэр Джон Донн, посвященный в рыцари Эдуардом IV во время Войны Алой и Белой розы, был изображен с женой и дочерью в триптихе Донна (1477 г.) Ганса Мемлинга, который сейчас находится в Национальной галерее в Лондоне. Англичанин за границей, Эдвард Гримстон из Ришанглса, Саффолк, ранее был героем чисто светской картины.Петрус Кристус (ок. 1410–1473), последователь Ван Эйка в Брюгге. Таким образом, дружеские отношения между Англией и южными Нидерландами, распространившиеся на искусство, должны были иметь продолжение в длинной череде фламандских художников, поселившихся в Лондоне в шестнадцатом и семнадцатом веках.

Гуманизм, Ренессанс и Реформация способствовали развитию портретной живописи как самостоятельного жанра. Принцип гуманистической философии, заключающийся в том, что надлежащее изучение человечества это человек, логически отводил портрету важное место. Художники эпохи Возрождения не только придерживались этого взгляда, но и благодаря техническому прогрессу улучшили изображение персонажей. Масляная среда, привезенная в Венецию Антонелло да Мессина (1430-1479), придала искусству лепки новую теплоту и силу. Леонардо да Винчи (1452-1519) продемонстрировал, как свет и тень могут дополнять образ личности и психологии сфумато Реформация дала толчок портретной живописи другого рода. Подавление религиозных образов в реформируемых странах заставило художников охотнее предлагать свои услуги в качестве портретистов.

Карьера Ганса Гольбейна Младшего (1497–1543) демонстрирует действие трех сил. Родившийся в Аугсбурге, он решил работать в молодости в немецко-швейцарском городе Базеле, который был не только процветающим, но и центром научного гуманизма. Именно там он сделал свои иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма. У него была ренессансная способность к разнообразным начинаниям, от украшения фресок и запрестольных образов до проектов ювелирных изделий и витражей, хотя его склонность к портретной живописи уже была заметна. Но с подъемом протестантских настроений в Базеле занятиям католического характера пришел конец.

Как и другие художники, он был «без хлеба», как заметил Эразм, рекомендуя его Томасу Мору в Лондоне. Интерес этих друзей (за который он отплатил превосходными их портретами) позволил Гольбейну познакомиться и изобразить в картинах и рисунках значительную часть тюдоровского общества за два года своего первого пребывания в Англии в 1528 году. Его второе пребывание продолжительностью одиннадцать лет с 1532 г. до его смерти в 1543 г. он более определенно попал в придворную сферу. Он стал живописцем Генриха VIII в 1536 году. В истории нет более известного лица, чем грозное лицо с подозрительными глазами и маленьким жестоким ртом, нарисованное Гольбейном на одной картине (коллекция Тиссена) среди множества версий которая, безусловно, принадлежит его собственной рукой.

В этот век меняющихся отношений и союзов между деспотическими правителями портрет выполнял свою дипломатическую функцию. Помимо того, что на родине чиновники и придворные напоминали о правящей власти, изображение правителя было символом международного обмена, а сам был международной фигурой. Таково было положение Тициана (1485–1576), изобразившего Карла V и Филиппа II Испанских, и Антониса Мора (1519–1576), латинского «Антонио Моро», который позже стал сэром Энтони Мором и нарисовал Марию Тюдор. и сэр Томас Грешам.

До того, как была изобретена фотография или личное знакомство считалось необходимым предварительным условием даже для королевского брака нарисованный портрет служил для передачи физической пригодности предполагаемой невесты. Гольбейн был отправлен на континент, чтобы принести свой иллюстрированный отчет о молодой, но овдовевшей герцогине Миланской и Анне, дочери герцога Клевского, чтобы помочь Генриху сделать свой выбор. Его картина «Герцогиня» (Лондон, Национальная галерея) стала не просто описанием, а шедевром, добавившим к привлекательности черт великолепную простоту дизайна.

Еще одна цель придворного портрета заключалась в том, чтобы указать на власть и положение с помощью великолепия костюма и обилия драгоценностей. Это было очень характерно для елизаветинского периода и, возможно, требование покровителя, чтобы черты лица были жесткими и церемониально невыразительными, а обилие аксессуаров свидетельствовало о статусе. Сама королева, кажется, думала об этом в своих предписаниях против тени, переданных Николасу Хиллиарду, то есть против, то есть против тени, моделирующей лицо.

Почти византийское формальное богатство такого произведения, как «Портрет Дитчли» Маркуса Герартса Младшего (1561–1636), было востребовано придворными дамами в их меньшей степени. Фламандские художники, приехавшие в Англию, спасаясь от религиозных преследований в Нидерландах, и образовавшие фламандскую колонию в Лондоне, были ремесленниками, удовлетворяющими потребность, которая ограничивала их независимость как художников. Жанр миниатюрного портрета своим интимным масштабом избегал тяжести ограничений, искусство Николаса Хиллиарда (1547-1619) в своей ясности цвета, живости рисунка и символической поэзии, звучащей так же мелодично, как елизаветинский сонет для уха. В свою очередь Хиллиард передал свои секреты другому из лучших миниатюристов Англии более современному Исааку Оливеру (1568–1617).

Семнадцатый век был великим веком портретной живописи в Европе. Статус художника изменился, он мог претендовать на большую степень самостоятельности в методах и концепциях. Уважение, с которым Тициан пользовался самым могущественным из правителей, оставило неизгладимое впечатление. вращался в придворных кругах не как наемный работник, а как человек, добавляющий им блеска. Там, где не существовало двора в Соединенных провинциях северных Нидерландов новообретенное богатство и национальная свобода требовали множества портретов. Говорят, что каждый фламандский художник был прирожденным портретистом, и если проанализировать развитие фламандской живописи от Ван Эйка до Рубенса и Ван Дейка, то можно понять, сколько правды в этом наблюдении.

Тем не менее, портретная живопись Италии эпохи Возрождения установила стандарт, которым воспользовался семнадцатый век. Портрет Бальдассаре Кастильоне работы Рафаэля (1483-1520), который Рембрандт (1606-69) видел в Амстердаме, указывает на стиль композиции, который он принял в автопортрете 1640 года (Лондон, Национальная галерея). Восемь лет, проведенных Рубенсом (1577–1640) в Италии на службе у герцога Мантуанского, когда он копировал великих венецианцев для герцога, а также для собственного удовольствия, были годами, когда его оригинальность развивалась на итальянском примере. За шесть лет, проведенных Антонисом Ван Дейком (1599-1641) в Италии, рисуя портреты и изучая венецианцев, он многое почерпнул из достоинства позы и сочного колорита Тициана.

Ван Дейка можно рассматривать в двух различных аспектах. Есть эпохи барокко, создающий эмоциональные религиозные композиции, которые соперничают с работами Рубенса в церквях Антверпена, и есть художник-портретист, более чувствительный к психологической атмосфере, чем его учитель Рубенс. Хладнокровие и сдержанность Англии оказали свое влияние. Элегантность и утонченность искусства Ван Дейка доминировали в Англии в течение столетия, хотя Уильям Добсон (1610–1646 гг.) независимо пришел к энергичному стилю, основанному на изучении венецианцев, а Сэмюэл Купер (1609–1672 гг.) уменьшить эффект большого масляного портрета до масштаба миниатюры. Упадок «придворного искусства» можно проследить в работах сэра Питера Лели (1618-80) и сэра Годфри Кнеллера (1646-1723). Раса аристократических парламентариев и сельских джентльменов была покровителем в период наивысшего совершенства Англии в области портретов, в 18 веке.

18 век породил неформальность и близость, которых Европа не знала раньше. Примером могут служить «разговорные пьесы», использовавшиеся многими художниками, в первую очередь Уильямом Хогартом (1697–1764). Состоящие из семейной группы или группы друзей, они отличались от таких групп в голландском или французском искусстве тем, что изображали субъектов, неформально занятых каким-либо обычным занятием или развлечением в их обычном окружении. Удовольствие от владения загородной собственностью подсказывают портреты на открытом воздухе, написанные Томасом Гейнсборо (1727-88). Свежесть английской красоты составляла благотворный контраст с замысловатым макияжем придворных дам прошлого, в то время как дети больше не изображались маленькими чучелами в церемониальных одеждах, а изображались в естественных движениях и выражениях. Вместо придворных появляется широкий спектр типов и характеров. Хогарт предпочитает изображать филантропа из среднего класса капитана Корама или группу своих слуг. Сэр Джошуа Рейнольдс (1723–1792) рисует актеров, актрис, писателей Гаррика, миссис Сиддонс, доктора Джонсона, а также лордов и дам. Джордж Стаббс (1724-1806) и другие рисуют охотничьих оруженосцев на охоте или стрельбе. Сэр Джошуа Рейнольдс (1723–1792) рисует актеров, актрис, писателей Гаррика, миссис Сиддонс, доктора Джонсона, а также лордов и дам. Джордж Стаббс (1724-1806) и другие рисуют охотничьих оруженосцев на охоте или стрельбе. Сэр Джошуа Рейнольдс (1723–1792) рисует актеров, актрис, писателей Гаррика, миссис Сиддонс, доктора Джонсона, а также лордов и дам. Джордж Стаббс (1724-1806) и другие рисуют охотничьих оруженосцев на охоте или стрельбе.

В восемнадцатом веке все еще были прочные связи с прошлым. Гейнсборо дошел до того, что заново открыл для себя Ван Дейка и преобразовал элегантность фламандского мастера в английский стиль, как это сделал шотландский мастер Аллан Рамзи .делал до него. Рейнольдс дал свой ученый иллюстрированный комментарий Рембрандту и Тициану. Девятнадцатый век, менее прочный в своих якорях, был более непостоянным и разнообразным по стилю в портретах, которые можно считать произведениями искусства, не говоря уже о большом скоплении работ ничем не примечательного и квазифотографического характера, продукт растущего населения и богатство среднего класса. Традиция восемнадцатого века исчезает в темпераментном романтическом великолепии сэра Томаса Лоуренса (1769–1830). Викторианская эпоха представляет такие вариации, как ранние портреты сэра Джона Милле (1829-96) с их поразительной прерафаэлитской миниатюрностью; портреты Джорджа Фредерика Уоттса (1817–1904), которые с некоторой идеализацией хорошо отражают невероятную серьезность великих викторианцев; и эстетическая концепция Джеймса Макнейла Уистлера (1824–1903), который рассматривал портрет как «композицию» цветов и форм, а не как раскрытие характера.