Соотношение фигуры и фона влияет на восприятие элемента как фигуры или как фона.
Соотношение «фигура-фон» является одним из гештальт-принципов восприятия. Принцип гласит, что наша система восприятия разделяет раздражители на элементы фигуры и на элементы фона.
Элементы фигуры — это объекты внимания, а элементы фона — это неразличимые элементы заднего плана. Взаимосвязь фигуры и фона можно сравнить с двумя типами раздражителей: визуальными (фотографии) и слуховыми (гул голосов на заднем плане и фоновая музыка).
Когда фигура и фон композиции четко определены, то соотношение «фигура-фон» является стабильным; фигура привлекает больше внимания и лучше запоминается, чем фон. При нестабильном соотношении «фигура-фон» их взаимосвязь не однозначна и может быть интерпретирована различными способами: или как фон и фигура, или наоборот.
Ниже приведены визуальные ориентиры, позволяющие определить, какой из элементов будет восприниматься как фигура, а какой — как фон:
- Фигура обладает определенной формой, а фон — бесформенный.
- Фигура выдвинута вперед, а фон смещен назад, за фигуру.
- Фигура кажется расположенной ближе в пространстве, а фон — дальше и не имеет четкого положения.
- Элементы, расположенные ниже линии горизонта, с большей вероятностью воспринимаются как фигуры. Элементы, расположенные выше линии горизонта, с большей вероятностью будут восприниматься как фон.
- Элементы внизу композиции чаще воспринимаются, как фигуры, а элементы вверху композиции с большей вероятностью будут восприниматься как фон.
Проводите четкое различие между фигурой и фоном, чтобы сфокусировать внимание человека и минимизировать путаницу. Убедитесь, что композиция имеет стабильные соотношения фигуры и фона, установив вышеприведенные визуальные ориентиры. Повысьте вероятность вспоминания ключевых элементов, сделав их фигурами в композиции.
Ваза Рубина является неустойчивым изображением, поскольку оно может восприниматься как белая ваза на черном фоне или как два смотрящих друг на друга черных профиля на белом фоне.
Сперва кажется, что на этом изображении нет стабильного соотношения «фигура-фон». Однако через мгновение проявляется далматин, и соотношение «фигура-фон» стабилизируется.
Само расположение названия эра-курорта ниже линии горизонта делает его основным элементом — такой вариант лучше запоминается, чем эскиз с размещением названия над логотипом.
Размещение логотипа внизу страницы делает его объектом — он привлекает больше внимания и лучше запоминается, чем при расположении в верхней части страницы.