Музыка деревянных духовых в целом делится на два основных типа: перформативная музыка, возможно, самая разнообразная, и этюдная или дидактическая музыка. Исполнители и композиторы дополнительно подразделяют духовую музыку для исполнения инструментальными группами.
Например, одними инструментами являются флейта, гобой, кларнет, валторна, которые технически принадлежат к семейству лаброфонов или инструментов, вибрирующих губами, и фагот, наиболее часто используемая группа для духового квинтета. Духовая музыка иногда объединяет инструменты в группы, например, в опере требуются гобой, английский рожок и фагот. Важным примечанием является то, что духовая музыка по-прежнему считается духовой музыкой, даже если вспомогательные инструменты не являются духовыми, с упором в классификации на инструмент переднего плана.
Духовая музыка, похожая на музыку для духовых, ударных или струнных инструментов, может быть классифицирована по количеству исполнителей, а не по инструментам. Поэтому типы духовой музыки включают соло, дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты. Опять же, для ранжирования используются основные игроки ветра, а не игроки поддержки. Например, опера для кларнета с оркестром — это все равно соло кларнета. Большой концерт, инструментовка, в которой оркестр поддерживает и контрастирует с небольшой группой солистов в концертной форме, может представлять группу духовых инструментов.
Для выступлений духовая музыка также классифицируется в соответствии с предполагаемым местом выступления, при этом духовая музыка в целом классифицируется как светская или религиозная. Вековая духовая музыка имеет гораздо более длинную историю, а репетиции духовой музыки насчитывают тысячи лет. Например, в Китае почти за тысячу лет до Рождества Христова играли на очень простых версиях флейт, тогда как греки играли на авлосах, чрезвычайно древних предшественниках таких инструментов, как гобой с двумя дудками или дудки только с одним мундштуком. Духовую музыку, предназначенную для церкви, не воспринимали всерьез до эпохи Возрождения и барокко, поскольку многие секты не верили, что у инструментов есть место поклонения и что голос более уместен. Граница между светской и религиозной музыкой не всегда была четкой.
Музыка этюда или обучения духовым инструментам обычно не используется для исполнения. Он предназначен исключительно для улучшения техники или контроля игрока. Большая часть музыки этого типа заставляет духового исполнителя работать над сложными комбинациями аппликатуры или улучшать легкость, но некоторая духовая музыка фокусируется на таких элементах, как определенная артикуляция или тон. Музыка Etude также знакомит исполнителей с такими основами, как гаммы и арпеджио. Музыканты часто ассоциируют этот тип музыки с шоу-музыкой, хотя он отличается, потому что учебная музыка улучшает навыки, необходимые для хорошего воспроизведения шоу-музыки.