Максимальная целостность изобразительно-шрифтовой композиции — это единство формального согласования шрифта и изображения, достигаемое совершенной техникой исполнения.
«Каллиграмма — всеобъемлющая художественность, преимущество которой состоит в том, что она создает визуальную лирику, которая до сих пор была почти неизвестна. Это искусство таит в себе огромные возможности, вершиной его может стать синтез музыки, живописи и литературы».
Гийом Аполинер.
Изобразительно-смысловой образ создается буквой, словом, фразой, текстом — шрифтовой формой.
Шрифт (нем. Scrhift — письмо) — графическая форма определенной системы письма.
Шрифт — средство общения, передачи информации через расстояние и время.
Буква — графический знак, который сам по себе или в сочетании с другими знаками (линейными или диакритическими*) используется для обозначения на письме звуков (фонем), их основных вариантов и их типичных последовательностей.
Каждая буква имеет свою характерную форму. Дополнительное «убранство» (концевые элементы, наплывы, декор и др.) этой формы изменяют характер буквы, при этом оставляют тот же принцип изображения, ее узнавание.
Графема (от греч. qrapho — пишу) — образ знака, «скелет» буквы, позволяющий отличать одну букву от другой.
Системы графем того или иного алфавита, рисунок шрифта определенной системы письма имеют свои закономерности построения. При этом большую роль в изменениях основных форм графем играет язык народа и его письменность. Графемы в древнегреческом алфавите строились на основе прямых очертаний, в латинском — больше выражены округлые очертания.
В кириллице преобладают прямые очертания. В построении современного русского и украинского алфавитов превалирует вертикаль, тогда как в графемах латинского алфавита последовательно выявляются вертикаль и круг.
Русский и украинские алфавиты своим буквенным составом (наличием шипящих и йотированных гласных букв) более сложны по сравнению с латинскими.
Диакритические знаки (от греч. diakritiros — служащий для различения) дополнительные знаки в алфавитах некоторых языков, употребляемые над или под буквами, иногда рядом с ними, и указывающие на передачу буквой иного звучания.
Алфавит (от названия первых двух букв греческого алфавита — альфа и бета) — совокупность букв, слоговых знаков и других графем данной системы письма, расположенных в определенном порядке.
С графической точки зрения алфавит представляет собой единое целое, основанное как на сходстве букв, так и на контрасте форм, между которыми в строке возникают ритмические взаимосвязи. Повторение общих размеров (ширина основных и соединительных штрихов, высота букв и др.) — один из моментов, объединяющий эти взаимосвязи.
Метричность (греч. metron — мера, размер) — простые формы ритма, связанные с повторением основных размеров, характерных для шрифта определенного рисунка.
Ритмичность (греч. rhythmos) — сложные формы ритма в шрифте.
Чередование насыщенности в штрихах, а также направления их по вертикали, горизонтали, диагоналям или по дугам.
Общие контуры букв придают различный характер и ритмические качества шрифтам.
Простые и сложные формы ритма присутствуют не только в отдельных буквах, но и во всей системе алфавита.
Принцип чередования тонких и широких штрихов, их пропорциональное строение в рукописных шрифтах, со временем перешли в рисунок наборных, фотонаборных и цифровых шрифтов.
«Искусство шрифта — это в первую очередь искусство пропорций».
А. Капр.
Пропорции — отношение ширины и высоты одноименных знаков в различных начертаниях.
Пропорциональность в шрифте зависит не только от отношения ширины к высоте, но и от отношения ширины основных штрихов к ширине самой буквы и внутрибуквенному просвету.
В гарнитуре может быть несколько ступеней изменения пропорций: сверхузкий, узкий, нормальный, широкий, сверхширокий шрифт.
Светлота шрифта зависит от отношения ширины основных штрихов к высоте буквы и ширине внутрибуквенных просветов. Основным рисунком шрифта в гарнитуре считается светлое начертание.
Контраст используется в шрифте как средство выразительности.
Контраст (фр. contraste) — резко выраженная противоположность.
Сопоставление в контрасте усиливает эффекты и видоизменяет каждый из них.
При использовании контрастов в шрифте, как и в композиции, необходимо сохранять впечатление цельности.
Средняя линия шрифта — линия, проходящая через указанные элементы и точки букв.
Ее характер (прямолинейный или ломаный) связан с ритмическим построением шрифта и рисунком букв.
Нарочитое подчеркивание средней линии в шрифте делает его монотонным по ритму.
Буквы русского и украинского алфавитов А, Е, Н, Ч, Э, £, Ю — имеют горизонтальные элементы, Б, В, Ж,3, К, Р, У, X, Ы, Ь, Я, Ъ — точки соединения элементов букв, которые располагаются примерно на середине их высоты.
Отклонение средней линии от геометрической середины букв в большинстве случаев незначительно.
Смещение средней линии вниз в некоторых буквах иногда выполняется на таком же расстоянии от геометрической середины букв, на каком в других буквах производится смещение вверх.
Все буквы в алфавите разделены на симметричные и асимметричные. Симметричные обладают относительной, а не абсолютной симметрией, которая возможна когда левая половина буквы будет точно соответствовать правой.
Характер рисунка, чередование толщины элементов могут в той или иной степени изменять симметричность буквы.
Иногда симметричная буква может быть превращена в асимметричную.
А, Д, Ж, Л, I, М, Н, О, П, Т, Ф, X, Ш — симметричные буквы;
Б, В, Г, Е, С, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ю — асимметричные, открытые вправо;
3, У, Ч, Э, Я — асимметричные, открытые влево.
Симметричные буквы статичны.
Ассиметричные буквы динамичны и имеют направление движения вправо или влево. Динамичность буквы зависит от формы ее элементов.
Сложная ритмическая основа характерна для всех шрифтов. Буквы, открытые вправо, усиливают скачкообразное движение нашего глаза слева направо, а буквы, открытые влево, тормозят его.
Симметрия и асимметрия букв в строке создают ритмическую взаимосвязь.