Успешный дизайн должен удовлетворить базовые потребности человека и лишь затем попытаться удовлетворить потребности более высокого порядка.
Принцип иерархии потребностей утверждает, что в первую очередь дизайн должен служить потребностям более низкого порядка (выполнять функцию) и лишь затем — потребностям более высокого порядка, таким как творчество. Хороший дизайн следует принципу иерархии потребностей, тогда как плохой дизайн может ориентироваться на потребности различных уровней без учета того, что начинать нужно с нижних. Пять ключевых уровней иерархии потребностей описаны ниже.
Функциональные потребности определяют базовые требования к дизайну. Например, видеомагнитофон должен, как минимум, обеспечить возможность записи, проигрывания и обратной перемотки записанных программ. На этом уровне дизайн имеет незначительную воспринимаемую ценность или даже вовсе ее не имеет.
Потребности в надежности связаны со стабильностью функциональных характеристик. Это значит, что видеомагнитофон должен стабильно работать и воспроизводить записанные программы в приемлемом качестве. Если при таком дизайне возможна неоднозначность в использовании функций или случаются частые сбои, значит, потребности в надежности не удовлетворены. На этом уровне дизайн имеет низкую воспринимаемую ценность.
Потребности в удобстве определяют, насколько дизайн прост в использовании. Например, настройка видеомагнитофона на запись программ с отсрочкой времени должна выполняться легко и безошибочно. Если использование прибора слишком сложно или вероятность простых ошибок слишком велика, потребности в удобстве не удовлетворены. На этом уровне дизайн имеет среднюю воспринимаемую ценность.
Профессиональные потребности определяют возможности людей работать лучше, чем ранее. Например, видеомагнитофон, который может искать и записывать программы на основе ключевых слов, — значительный прогресс в возможности записи, который позволил совершать новые действия. На этом уровне дизайн имеет высокую воспринимаемую ценность.
Творчество — уровень иерархии, где все базовые потребности удовлетворены и людям открываются инновационные пути взаимодействия с дизайном. Дизайн, удовлетворив все остальные потребности, используется сейчас для создания и исследования областей, которые совершенствуют и дизайн, и личность, его использующую. На этом уровне дизайн имеет самую высокую воспринимаемую ценность и часто достигает культового статуса среди пользователей.
Обдумайте иерархию потребностей в дизайне и обеспечьте удовлетворение низших уровней перед тем, как привлекать ресурсы к работе над потребностями высших уровней. Оцените существующие разновидности дизайна в соответствии с иерархией потребностей и определите, где необходимы изменения.
Иерархия потребностей определяет, что разработчик вначале должен заниматься потребностями более низкого порядка и лишь затем — более высокого. Воспринимаемая ценность дизайна соответствует своему месту в иерархии — то есть высшие уровни в иерархии соответствуют более высокой воспринимаемой ценности. Уровни иерархии соотнесены с иерархией потребностей Маслоу.