Некоторые из пьес, в которых Шекспир использовал стихомифию, включают «Отелло», «Ричард 3», «Гамлет» и «Венецианский купец».
Стихомифия — форма драматического диалога, восходящая к стихотворной драме Древней Греции. Чередующиеся строки диалога используются для повышения интенсивности или обеспечения оживленного обмена между персонажами. Строки каждого персонажа обычно короткие и могут состоять всего из двух или трех слов.
В классическую эпоху греческие драматурги, такие как Эсхил и Софокл, часто использовали стихомифии. Один пример можно найти в обмене между Эдипом и Тиресием в « Царе Эдипе». Эдип, полагая, что его отец был убит разбойниками, пытается заставить Тиресия, провидца, раскрыть личность убийц. Отказ провидца от подробностей злит Эдипа, позволяя зрителям увидеть истинный характер царя.
Стихомифии встречаются во многих операх.
Римский писатель Сенека адаптировал стихимифию к своим произведениям. Его подход к стихотворной драме был более жестко структурирован, чем греческая форма. Сенеке приписывают влияние на будущих писателей, включая Шекспира, как в использовании стихомифий, так и в сюжетном устройстве, известном как трагедия мести.
Шекспир нерегулярно, но эффективно использовал стихимифии на протяжении всей своей писательской карьеры. «Бесплодные усилия любви», « Ричард III » и « Генрих VI » содержат многочисленные отрывки диалогов в форме стихомифий. «Сон в летнюю ночь», «Укрощение строптивой» и « Ричард II » имеют меньше примеров. Некоторые пьесы Шекспира, в том числе « Макбет » и «Буря», вообще не содержат стихомифий.
«Потерянный труд любви» представляет собой отличный пример стихомифии в стихотворной форме и включает несколько каламбуров. В первом акте « Ричарда III » Шекспир использует эту технику, чтобы показать трения между Анной и Ричардом. Позже драматург использует стихимифии, чтобы подчеркнуть неодобрение матери Анны, Елизаветы. Горячий обмен мнениями между Ричардом и Элизабет пронизан сарказмом, и у зрителей не остается сомнений в истинных чувствах Элизабет.
Кинематографисты использовали эту технику в комедиях, чтобы создать остроумный юмористический диалог или усилить напряжение между персонажами. В фильмах 1940-х и 1950-х годов с участием таких детективов, как Филип Марлоу и Сэм Спейд, стихимифии широко применялись. Другой пример можно найти в « Двойной страховке» во время обмена персонажами Фреда МакМюррея и Барбары Стэнвик, когда он впервые начинает с ней флиртовать.
Помимо драматургов, стихимифии использовали авторы песен, особенно в мюзиклах и операх. В фильме Джиджи прозвучала песня «Я хорошо это помню», в которой персонажи, сыгранные Морисом Шевалье и Гермионой Джинголд, совершенно по-разному помнят свою общую историю. Ирвинг Берлин использовал эту технику в песне Anything You Can Do, которая была представлена в Annie Get Your Gun. В рок-опере « Иисус Христос — суперзвезда » диалог между Иудой и Иисусом в «Тайной вечере» — еще один пример стихомифии.