Этот тип композиционного анализа качественно отличается от всех рассмотренных ранее. Поскольку здесь затрагивается эстетика динамичности протекающих в среде процессов и характер связей этого фактора со средовыми параметрами стабильно существующих предметно-пространственных структур.

Теоретически возможны три концептуально разных варианта предметно-пространственной организации форм «временной среды».

Первый — когда в «стабильном» городском интерьере меняется его процессуальное, а значит и дизайнерское наполнение. Например, митинг или ярмарка на площади, обычно занятой отдыхающими или парковкой. Это самый распространенный в жизни города вариант, закономерности которого хорошо знакомы проектировщикам. Аналогично организуются разные мероприятия, скажем, на стадионах, где при постоянных трибунах на арене могут происходить и спортивные соревнования, и концерты, и красочные церемонии вроде открытия фестиваля.

Главным видом проектной деятельности в этих случаях является организация самого процесса и размещение в пределах городского интерьера нужного данному процессу оборудования, в т.ч. приспосабливающего к мероприятию его «фасады» — за счет транспарантов, флагов и т.п. .

Второй вариант — противоположный. Здесь объектом восприятия является конкретное городское пространство, а двигаются его «зрители». Простейший случай этого положения — обычное «колесо обозрения» или вращающаяся обзорная площадка на телебашне, когда город виден с разных точек зрения и в необычных ракурсах. Более сложный вариант — уже упоминавшийся проект туристического поезда на кольцевой дороге, а его предельное развитие — совмещение движения поезда (парохода и т.д.) с разного рода мероприятиями для пассажиров, приуроченными к определенным моментам этого движения.

Здесь работа архитектора-дизайнера требует куда больше усилий, незаурядного сценографического художественного дара и связана с большим объемом «незаметного» инженерно-дизайнерского проектирования.

Возможен и третий, максимально динамичный случай — когда двигаются, меняются, осмысленно трансформируются и «сцена», и «зрительная площадка». Пока что это происходит в довольно редких случаях — на масштабных выставках, при движении людей на аттракционах типа «Путешествие по Миссисипи» в Диснейленде, поскольку реализация этого подхода требует очень серьезных материально-технических затрат, оправдывающих себя лишь в исключительных случаях.

Что же касается первого, самого освоенного практикой варианта, то здесь следует различать разные его модификации. Во-первых, относящиеся к периодичности средовых событий, во-вторых, зависящие от мощности данного мероприятия. Каждому из этих факторов отвечают свои виды оборудования — как технологического, так и декоративного, украшающего.

Для ежедневной смены постоянно действующих функций — скажем, утром на площади работает рынок цветов, а вечером тут народное гулянье — нужны легкие переносные и разборные конструкции палаток и прилавков, а также разводка и гнезда для подключения водопровода и электричества, да еще после разборки торговых рядов по площади должны проехать уборочные машины. Для событий редких, эпизодических (митинг, концерт), кроме специального временного оборудования — ограждения, трибуны, сцена, осветительные установки и т.д. — проектируется еще и временное декоративное оформление, от цветочных гирлянд на домах до лозунгов-перетяжек через улицу. И максимально сложным оказывается решение среды в исключительных случаях, когда к трибунам, сценам, декорациям, аудио- и визуальным системам добавляются уникальные павильоны, устройство салютов и фейерверков, специальное электронное оборудование вроде огромных экранов, на которых показывают для «широкой публики» то, что происходит на основной VIP-сцене.

Все это делает работу над временной средой — она получила название «среда-событие» — весьма обширной и достаточно специфической формой проектной деятельности, имеющей свои композиционные особенности, которые зависят от: а) масштаба объекта проектирования, б) особенностей процессов, которые здесь происходят, в) типологии нужного для этих процессов оборудования . Причем последнее раскладывается на приборы и устройства единичные, которые внедряются в тело среды «россыпью», солидные крупногабаритные узловые установки, размещаемые в ключевых точках средовой композиции, и разного рода группировки двух первых разновидностей, пространственная организация которых следует особенностям геометрии средового процесса.

В отличие от двух первых критериев специфики работы со средой-событием (мощность и порядок прохождения базового для временной среды процесса), которые тяготеют к пространственным формам реализации, третий — приборы и установки — принадлежит объектам объемным. Но их комплексы легко превращаются в пространственную систему, поддерживающую общий композиционный строй данного средового явления. Иными словами, приборное оснащение среды-события — это активные «темы» его художественной конструкции, которые выполняют в среде не только технические, но и эстетические функции.

Наконец, надо отметить еще одну разновидность организации среды- события, набирающую все большую популярность — хеппенинг. Когда работа проектировщика сводится к минимуму — зонированию предполагаемых в средовом пространстве процессуальных действий, в самом «напряженном» случае — к проектированию «реквизита» (транспаранты, флаги, значки и пр.), с которыми горожане идут на такого рода «нерегламентированные» мероприятия. Причем часто этот «реквизит» возникает спонтанно: люди пришли на праздник принарядившись, с цветами, в масках, с самодельными плакатами и т.д.

Предыдущая статьяТенденции развития дизайна городской среды
Следующая статьяВнедрение в облик среды нестандартных форм