Город как среда предназначен не для узко нацеленных функциональных процессов, а для интегральных, без которых не может обойтись ни одна «частная» структура — жилая, рекреационная и т.д. Что объясняет доминантный характер этого уровня в жизни человеческого общества.
Высшей формой организации интегральных видов среды являются так называемые «большие системы», которые подразделяются на два типа — «цельные» и «расчлененные».
Примеры первых — «тело» большой магистрали, парковый комплекс. Системы второго рода — сеть однородных объектов или учреждений, включенных в пространственную ткань другого назначения или характера. Например — «выныривающие» на поверхность земли станции метрополитена или пунктир зеленых насаждений — бульваров, скверов, парков, — вклинившихся характерными пятнами в «каменное» поле городской застройки. Но и те, и другие состоят из сложных комбинаций средовых компонентов более низкого уровня, вплоть до микросредового.
Различают два комплекса обстоятельств образования средовых систем суперуровня.
Первый — понимание событийного процесса, объединяющего компоненты среды в целостность, как своеобразного пространственного тела. Так транспортный поток, пропускающий определенную материальную массу через некоторое сечение с заданной скоростью, формирует протянувшуюся на несколько километров улицу, обеспечивая относительную однородность этого средового образования.
Причем тот же транспортный поток, — а стало быть, и его «ложе» (форма магистрали) — складываются как единственно возможное переплетение разного рода причин и контактов, от потребностей в перевозках до способности рельефа местности пропустить этот поток.
Но для проектировщика эти «внеархитектурные» обстоятельства должны трансформироваться в системы зрительных впечатлений. Появляется второй комплекс факторов — возможности, закономерности и целеустановки человеческого восприятия, делающие «суперсистемы» фактом визуального творчества.
А значит, в дело вступают явления и состояния субъективные, не всегда поддающиеся измерению и даже непротиворечивому описанию. Анализ перемен образа жизни современного города должен опираться на изучение всех трех аспектов происходящего в городской среде — и объективных предпосылок этих перемен, и их предметно-пространственного воплощения, и тех усилий по оптимизации средовых состояний, которым посвящена деятельность архитекторов-дизайнеров.