Реальности нашего времени свидетельствуют — большинство прироста «градостроительной массы» среды происходит за счет реконструкции сложившихся урбанизированных пространств и намного реже — при сооружении новых городов.
Это сужает возможность появления оригинальных общегородских композиций, делая чересполосные и мозаичные структуры основной формой планировочных средовых схем.
Говоря иначе, трансформация городской среды происходит как бы вне плана и связана с появлением на карте города крупных функционально-композиционных пятен, заменивших либо неудобные, либо подлежащие реконструкции территории. Т.е. фактически основной формой градостроительных преобразований стала композиция не пространственных систем, а средовых состояний (зоны отдыха, административные и жилые комплексы, выросшие на месте исчерпавших свой ресурс или неэффективно эксплуатируемых территорий).
Естественно, что каждая такая «случайно» возникшая территориально-средовая единица обладает индивидуальной предметно-пространственной композицией, реагирующей на местные факторы ее формирования.
В результате ведущей композиционной структурой генплана в современном городе становится архетип «перечисление» (см. главу 3), тогда как в границах образующих эту структуру пятен могут реализоваться все три интегральные формы композиции — и «развитие», и «контраст» (противопоставление), и «перечисление». Это объясняется как конкретикой местных возможностей, так и тем, что каждый из этих архетипов образует собственную область эмоционально-образных ощущений.
Структура «развитие» чаще всего связана с ансамблями монументальными, парадными, символизирующими ясность и определенность форм эксплуатации среды. И чтобы нарушить, откорректировать этот настрой, приходится с помощью разного рода дополнительных архитектурно-дизайнерских построений менять этот прием на нужный проектировщику.
Как это было на Красной площади в Москве, специально декорированной для Международного фестиваля циркового искусства . Характерен прием «развитие» для новостроек, призванных стабилизировать, придать высокую духовность средовым впечатлениям. Пример — главная площадь плато Де-Фанс.
Вариант «перечисление» много более свободен по типологии средовых состояний, поскольку допускает соседство настроений разнонаправленных, не привязанных к единому чувственному «знаменателю».
Эта композиционная структура обычно принадлежит учебным комплексам, спортивным центрам, жилой среде, где одновременно сосуществуют, не мешая друг другу, разные виды деятельности и — соответственно — разные сочетания их предметно-пространственных единиц. Как в чересполосной композиции ансамбля Кэнери Уорф, где пространства тихие, уютные напрямую примыкают к шумным транспортным или рекреационно-развлекательным.