Элементы объекта следует выравнивать относительно прочих элементов. Таким образом создается ощущение единства и связности, приводящее к стабильности и гармоничному восприятию. Выравнивание также может помочь зрителю понять саму идею дизайна.
Ряды и колонки сетки или таблицы связывают элементы, представленные в этих рядах и колонках, заставляя взгляд скользить слева направо и сверху вниз. Края рабочего поля (например, страницы или экрана) и само его расположение (осевая линия) также необходимо принимать во внимание при выравнивании объектов.
Выровненные по правому или левому краю абзацы текста зрительно кажутся более устойчивыми, чем абзацы, выровненные по центру. Невидимая колонка, созданная текстовыми блоками с выравниванием по левому и правому краям, дает четкий визуальный ориентир, по которому можно выстроить другие элементы композиции.
Отцентрованные текстовые блоки, наоборот, лишены такой определенности и их сложнее связать с другими элементами. Выровненный по формату текст дает еще больше ориентиров, его следует использовать в сложных, насыщенных деталями композициях. Хотя выравнивание обычно ограничивается выстраиванием по рядам и колонкам, существуют и более сложные типы выравнивания.
Так, при расположении элементов по диагонали относительные углы между невидимыми вспомогательными линиями должны составлять 30° или больше (углы менее 30° малоразличимы).
При выстраивании объектов по кругу и по спирали иногда требуется увеличить или выделить линии выравнивания таким образом, чтобы упорядоченность стала заметной, иначе детали окажутся несоизмеримыми, а композиция — неудачной. Как в любом другом принципе, существуют исключения и в выравнивании (например, умышленное отсутствие порядка с целью обратить внимание или создать напряжение).
Однако такие исключения редки и выравнивание следует считать общей нормой. Выравнивайте элементы в ряду, в колонке или по центральной линии. Если такой вариант вам не подходит, рассмотрите яркостное выделение линий выравнивания. Для текста используйте выключку влево или вправо, это определит четкий осевой ориентир, для сложных композиций применяйте к тексту выключку по формату.
Несмотря на то, что у дизайна избирательных бюллетеней есть целый ряд проблем, большинство ошибок при их заполнении обусловлены неправильным выравниванием строк и соответствующих им мест для перфорации.
Этот факт подтверждает неправдоподобно большое количество голосов за Патрика Бьюкенена в округе Палм-Бич и двойные голоса за кандидатов, фамилии которых стояли в бюллетене рядом. Простое выравнивание строк в избирательных бюллетенях существенно снизило бы коэффициент ошибки.