Общие способности связаны с успешным выполнением какого-либо вида деятельности. Способный человек быстро овладевает общими понятиями, легко запоминает и хранит информацию. Это позволяет добиваться успеха во многих видах деятельности.

Благодаря исследованиям американских психологов Дж. Гилфорда, П. Торренса и других ученые пришли к выводу, что существуют два вида общих способностей: интеллектуальные и творческие.

Акварель-краск-фото

Интеллектуальные способности (от лат. Intellectus — понимание, познание) — это общие способности к познанию и решению проблем, которые определяют успешность любой деятельности и составляют основу других способностей. Иногда их понимают как систему познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания) и свободы. Если в интеллектуальной деятельности доминирует речь, такой интеллект называют вербальным. Вербальный интеллект определяет словарный запас, эрудицию, умение понимать прочитанное. Если в интеллектуальной деятельности доминируют образы — интеллект называют невербальным. Невербальные интеллект определяет богатство образов и чувственные впечатления человека, умение оперировать ими. Главной функцией интеллекта является управление интеллектуальными ресурсами человека. Существенным в человеческом интеллекте является то, что он позволяет не только раскрывать закономерные связи и отношения в окружающем мире, но и познавать свой внутренний мир и влиять на него, предвидя возможные изменения. Люди между собой различаются по способу использования своего интеллекта.

Англо-американский психолог Р. Кетптелл (70-е годы XX в.) выделил два вида интеллекта: изменчивый и кристаллизованный. Меняющийся интеллект связан с получением новых знаний и приспособлению к новым ситуациям, он достигает своего максимума в юношеском возрасте, а после 40-50 лет снижается. Кристаллизованный интеллект работает при тех задачах, которые требуют уже сформированных навыков и использования прошлого опыта, до 25-30 лет он растет и с возрастом остается почти неизменным.

Интеллект принято измерять с помощью коэффициента интеллекта (IQ), который определяется как отношение умственного возраста к хронологическому, выраженное в процентах. Умственный возраст определяется с помощью специальных психологических тестов. Одним из первых инициаторов такого измерения интеллекта был французский психолог начала XX в. А. Бине.

Творческие способности или креативность (от лат. Creatio — творение), — это общие способности, которые позволяют успешно выполнять творческую деятельность. Показателем творческих способностей является склонность человека к оригинальности, производительности, гибкости и детализации. Оригинальность проявляется в способности отказываться от стереотипных способов мышления, воображения, чувств. Производительность определяется количеством разнообразных идей, предложенных человеком; гибкость — количеством идей различного класса. Именно поэтому творчеством считают склонность человека к новым идеям. Детализация — это степень уточнения новых идей.

Основой творческих способностей является дивергентное мышление, то есть такое, которое отступает от логики, предусматривает несколько путей решения и несколько верных ответов.

В психологии известно несколько моделей творческой одаренности. Украинский психолог А. Моляко конце XX в. предложил свою модель творческой одаренности, в которой рассматривают шесть основных параметров: сфера реализации одаренности, ее преобладающий тип; проявление творческого поиска; проявление интеллекта; динамика деятельности, уровни достижений; эмоциональная окрашенность. Автор выделяет такие основные типы творческой деятельности, как научно-логическую, технико-конструктивную, образно-художественную, вербально-поэтическую, музыкально-двигательную и ситуативную. Проявления творческого поиска имеют три признака: реконструктивное творчество, комбинаторное творчество, творчество с использованием аналогий. Проявления интеллекта представлены в виде понимания и структурирования конкретной информации, постановки задачи, поиска и конструирования решений, прогнозирования решений, гипотез, замыслов. Динамику деятельности, т.е. скоростные показатели решений творческих задач, можно представить тремя типами: медленном, быстром и сверхбыстром. Уровни достижений определяют по задачам, которые ставит перед собой конкретный субъект, или же на основе конкретно достигнутых успехов. Здесь можно выделить три типа: первый, когда доминирует желание превысить существующие достижения (сделать лучше, чем есть), второй — достигнуть высокого результата из существующих уровней, третий — осуществить решения проблемы, которую еще никто не решал. Что касается эмоциональной окрашенности деятельности, то А. Моляко характеризует ее такими типами, как вдохновенный, уверенный и сомнительный.

Интеллектуальные и творческие способности связаны между собой. Согласно теории интеллектуального порога, если IQ не превышает умственную норму для определенного возраста, интеллект и креативность взаимосвязаны, если превышает — творческие способности становятся независимой величиной. В последнее время взаимосвязь между интеллектуальными и творческими способностями нашла свое отражение в понятии «творческий интеллект». Можно выделить три основные интеллектуальные свойства, отражающие его специфику. Одним из них является умение изменять функции объекта. Изобретение часто связано с изменением функций вещей и явлений, когда их используют не по привычному назначению, а в новом, ранее не присущем им качествам. Во многих случаях для того, чтобы найти новое решение, следует перестроить основные функциональные связи между понятиями в старой системе знаний. Вторым свойством творческого интеллекта является способность переструктуировать материал. Известный исследователь этого вопроса К. Дункер писал, что возникновение чего-то нового всегда переструктуирование материала, когда привычные связи и отношения меняются, «переворачиваются». Очень вероятно, что глубокие различия между людьми в творческой одаренности определяются большей или меньшей способностью к такому переструктуированию. Наконец, третьим свойством творческого интеллекта является выявление скрытых свойств предметов и явлений.

В основе свойств творческого интеллекта лежит биссоциация-рекомбинация и объединение разнородных, никак, на первый взгляд, не связанных между собой идей. При этом привычные стереотипные связи между понятиями разрываются, зато устанавливаются новые, необычные и несвойственные им. Именно такое непринужденное сочетание несочетаемых явлений и составляет отличительный признак творческого гения. Обращаясь к фактам истории науки, можем привести пример биссоциации — теорию эволюции Дарвина, которая родилась из сочетания двух независимых и известных до Дарвина идей: идеи борьбы за существование Мальтуса и принципа искусственного отбора, который применяют для выведения новых пород домашних животных. Для биссоциативного мышления характерен также отказ от законов формальной логики. Человек временно освобождается от гнета правил логики, вербальных структур, концепций и аксиом. Действует творческая интуиция, которая сочетает элементы из разных плоскостей опыта, разрушая все логические преграды и барьеры между понятиями. Общие способности составляют основу для развития специальных способностей , однако вместе с тем являются независимыми от них.

Предыдущая статьяНебольшое описание графического дизайна и фирменного стиля
Следующая статьяПонятие «световой дизайн»