Искусство — одно из самых давних сфер человеческой деятельности, ведь человек издавна стремился окружить себя искусственными вещами, украсить свое жилье, одежду, быт.
Постепенно происходило становление системы образов, связанных с этническими особенностями, которые определили особенности национальной культуры того или другого народа.
Какая же роль художественных ценностей в жизни общества и самого человека?
Искусство возникло благодаря вечному стремлению человека к красе и гармонии во всем, к творчеству, эстетичного самоудовлетворения. В чем сила красоты? Как добиться гармонии? Возможно ли расшифровать загадки шедевров и вникнуть в их смысл?
Чтобы об этом узнать, нужно прочитать немало книг, и одновременно найти полные ответы на все поставленные вопросы можно, непосредственно принимая работы искусства, обращенные, как известно, и к сердцу, и к уму одновременно.
Понятие «искусство» объединяет все виды художественного творчества и одновременно отделяет их от других видов человеческой деятельности. Например, в современном толковом словаре украинского языка слово искусство трактовано так:
1) творческое отображение реальности в художественных образах.
2) идеальное умение в какой-то сфере; мастерство. Термин «искусство» не сразу приобрел современное значение.
В Древней Греции, например, и искусство, и технику исполнения, то есть мастерство, обозначали одним словом — «техне». Ныне мы употребляем слово искусство, когда говорим про музыку, литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, театр, кино и так далее.
В зависимости от способа отображения реальности разделяют временные и пространственные виды искусства. Временные виды искусства — музыка, литература — воспринимаются на слух. Пространственные (их еще называют пластичными и визуальными) мы воспринимаем зрительно; они находятся в реальном пространстве и не изменяются во времени, то есть они статистические, а не динамические.
Эти виды искусств имеют предметный характер, образуются в процессе обработки определенного материала. Существует условный раздел пространственных видов искусств на изобразительные (графика, живопись, скульптура) и такие, какие не изображают конкретных предметов (декоративное искусство, архитектура, дизайн). Некоторые виды искусств объединяют в себе временные и пространственные черты.
Поэтому их называют пространственно-временными, или синтетические, ведь они синтезируют разные художественные средства (звук, слово, изображения). К синтетическим искусствам принадлежат зрелищно-игровые (театр, эстрада, цирк, кино) и технические (художественная фотография, цветомузыка, дизайн, компьютерная графика и анимация).
Первое, что делает человек, стремясь познать определенную местность или страну, — изучает язык ее народа. Также и в искусстве. Чтобы полноценно наслаждаться сокровищами художественной культуры, надо знать художественную язык.
Музыке присущ интонационно-образный язык, где основным элементом эмоционального выражения является интонационный звук, вокруг которого кристаллизуются все другие методы (ритм, темп, мелодия, гармония, тембр). В изобразительных искусствах преобладают различные элементы художественного языка: в графике — линия, в живописи — цвет.
Кинематограф имеет сложный художественный язык, поскольку сочетает средства разных видов искусств — литературы, музыки, изобразительного искусства, театра — с собственными художественно-техническими достижениями, прежде искусством монтажа. Несмотря на все различия, виды искусства объединены общим свойством — способностью воспроизводить мир в художественных образах и выражать собственное эстетическое отношение художника к изображаемому.
Образное восприятие мира присуще человеку как части природы. Индивидуально-неповторимое видение окружающего художники воплощают в художественных образах. Они ищут для этого различные средства художественной выразительности что способствует постоянному усовершенствованию художественных традиций, новаторским открытиям в области формообразования, технологий.
Художественный образ называют «живой клетки» искусства, а искусство — мышлением в образах. Ученые пытаются разгадать таинственную силу воздействия искусства на человека, открыть сущность художественного образа, подчеркивая единство в нем рационального и эмоционального, объективного и субъективного, типичного и индивидуального.