Кто-то черпает энергию для новых проектов в прошлом, а кто-то — в настоящем, кого-то вдохновляет искусство, а кого-то — коллективное творчество. Источники зарождения дизайна могут быть очень разными. Единого рецепта не существует, как в глобальных масштабах — происхождения феномена «дизайн», так и в локальных — личной творческой биографии. Своими источниками силы с нами поделились Инеке Ханс и дуэт Knol — Селин де Валь Малефейт и Йориен Кемеринк.
В 2009 году Селин и Йориен основали студию Knol. Образование, полученное сразу в двух областях — промышленном дизайне и интерьерной архитектуре, способствует не только широте дизайнерской мысли и высоте полета фантазии, но и реализации самых смелых идей. К работе над каждым проектом студия привлекает специалистов из разных областей. Это могут быть и программисты, и повара, и операторы, и юристы, и электронщики — дизайнерам совсем не обязательно уметь и знать все самим. Девушки верят, что настоящие открытия совершаются благодаря плодотворному сотрудничеству, и выступают в роли режиссеров, снимающих фильм по своему сценарию.
Как рождается дизайн
Рождение нашего дизайна происходит следующим образом. Knol — это дизайн-студия с большой долей фантазии. Мы проектируем нарративное пространство и конструируем интерактивное взаимодействие между ним и человеком, «пишем» истории, чтобы запустить какой-то продукт, или сделать технические инновации понятными широкой аудитории, или вернуть к жизни заброшенное здание, или добавить в городской пейзаж немного поэзии. Мы знаем, что нужно, чтобы удержать зрителя внутри истории, и как создать воспоминания. Почему истории важны? Потому что они глубоко укоренены в нашей культуре и являются носителями наших знаний и воображения. Мы верим в то, что истории необходимы для инноваций и открытия новых территорий.
Вдохновение приходит извне
Нас всегда восхищал художник Гордон Матта-Кларк (Gordon Matta-Clark) тем, что он придал архитектуре другую перспективу. Функциональные здания он превращал в скульптуры, мог извлечь какую-то часть и получить что-то более интересное, чем оригинал, а то, что он извлекал, обретало, в свою очередь, новый смысл, оказываясь в ином контексте. Его работы и произведения британской художницы Рейчел Уайтрид (Rachel Whiteread) вдохновили нас на собственный проект — Skinned.
Часто вдохновением нам служат истории, в которых мир «построен» из слов, а не из камня. Жорж Перек (Georges Perec) — один из писателей, которого мы ценим за способность увести за собой читателя в очень рельефные миры.
Но, как правило, мы реагируем на события, происходящие в обществе сегодня, и не так уж много работаем с прошлым. Поэтому в нашем портфолио нет проектов, которые были бы оммажем какому-то определенному дизайнеру или историческому периоду.
Ремесла вчера и сегодня
Когда-то во время первого серьезного витка индустриализации и массового производства ценность ремесел была переосмыслена и возрождена благодаря деятельности британского Движения искусств и ремесел. В сегодняшнем дизайн-климате наших родных Нидерландов ремесла снова актуальны. Разница между тем увлечением ремеслами и нынешним в том, что на этот раз наряду с возрождением традиций изобретаются новые инструменты и даже ремесла на основе современных технологий. Взять хотя бы предметы, получаемые с помощью ЗБ-принтеров, — каждый из них уникален.
New Age
Современный период дизайна начался тогда, когда технологии достигли уровня беспроводных, и люди получили онлайн-доступ к различной информации со всего мира. В этот момент физический мир начал меняться. Архитектура, объекты и другие трехмерные вещи должны были отреагировать на произошедшие в обществе изменения, вызванные быстрым развитием технологий. Сегодня, как нам кажется, в дизайне отчетливо заметна мобильность. Это касается не только гаджетов, но и временной архитектуры, передвижной мебели и других объектов, которые не привязаны к определенному контексту. Окружающие нас вещи могут двигаться в ритме нашей динамичной жизни. Эту эпоху мы бы назвали «Интернетом предметов».
Ineke Hans, дизайнер
Инеке Ханс — уроженка Нидерландов. В 1995 году окончила Королевский колледж искусств (RCA) в Лондоне, затем работала три года в habitat UK, а в 1998-м основала собственную дизайн-студию у себя на родине. Проекты studio 1INEKEHANS — мебель, аксессуары, иногда ювелирные украшения, выпускаемые небольшими сериями или в массовом производстве, архитектурные и выставочные проекты. Дизайн отличает стремление к пик-тограммности и архетипичности образов, что обуславливает создание простых, графичных форм. Среди клиентов Инеке Ханс — такие известные компании, какАгсо, Cappellini, Chi ha paura…?, littaia, Lensvelt BV, Lloyd Hotel Amsterdam, Magis, Offecct, SCR Swarovski и другие.
Вопросы к себе
Свою карьеру я начинала как художник, разрабатывала и создавала предметы в единственном экземпляре или небольшими сериями и постепенно продвигалась к промышленному производству. Почему-то именно такой путь оказался мне близок. Несмотря на интерес к производству, не так-то просто получить крупный заказ, если ты начинал с экспериментального и концептуального дизайна. Своей главной задачей я считаю привнесение концептуального мышления в промышленную продукцию. В процессе работы я стараюсь думать о сегодняшнем дне, спрашивая себя: как бы поступили в этой ситуации Ритвельд или Кастильони?
Мне нравится работать над объектами и ситуациями (интерьерами) с веселым характером, но при этом настолько простыми, что они смогут служить долго. Это объекты, обладающие, если можно так сказать, «визуальной долговечностью». Я не хочу создавать предметы, которые просто смешны и от которых избавятся в скором времени, как от надоевшей шутки. Меня интересуют прежде всего эффективность, решение проблемы, новые материалы, детали, наиболее оптимальные для конкретного продукта решения… Мне нравится очищать задачу от ненужной «шелухи» и задаваться вопросом о функциональности и необходимости. В западном мире у большинства людей слишком много предметов, и чтобы что-то добавить, нужна веская причина. Должно быть какое-то новаторство — или в материалах, или в технологиях, или как реакция на изменение наших социальных привычек (например, 50 лет назад мы ели за большим обеденным столом всей семьей, сегодня же принято есть перед телевизором).
Все течет, все меняется
Параллель между Движением искусств и ремесел и сегодняшним днем существует: в отношении к материалам и техникам, в идеалистическом представлении о том, что ремесла не должны исчезнуть. Задача дизайнера — находить применение определенным материалам и техникам. В этом смысле лазерная резка с помощью высокотехнологичных машин не так уж сильно отличается от выдувания стекла или печати цветочных обоев Уильяма Морриса. Поддерживать ремесла — дело хорошее, но иногда их использование оказывается слишком затратным по времени, а значит — слишком дорогостоящим. Грустно, когда что-то исчезает, но надо быть реалистами. Например, мы перестали делать хорошие ручные топоры, но тому есть причина — мы больше не нуждаемся в них каждый день. Все постоянно меняется, и это интересно. Можно сказать, что после деятельности Движения искусств и ремесел в дизайне наблюдался своеобразный пинг-понг: от веселого к строгому, от принципиального к свободному, от искусства к производству, от баухауса к «Мемфису», от минимализма к концептуализму… Интересно, что за последние 20 лет сформировался совершенно новый жанр — инвестиционный галерей-ный дизайн, а интерес к антиквариату угас. Возможно, галерейный дизайн или арт-дизайн — это и есть новый антиквариат. По крайней мере, он ориентирован на тех же клиентов. То, что происходит в дизайне сейчас, можно определить как противостояние нового антиквариата и шутливого функционализма. Все перемены — это следствие поиска истины, дизайн же движется в общем потоке, откликается на моду и имеет прямое отношение к обществу и его настроениям. Этим он и интересен и по этой причине всегда разный. Постоянно есть какое-то течение, которое реагирует на предыдущее и провоцирует следующее. И