ТЕРМИНЫ ОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Свет лампы накаливания или вспышку можно использовать и сами по себе, но, чтобы управлять освещением, необходимы приспособления для его модификации. Для этого выпускаются многочисленные принадлежности, помогающие реализовать свое творческое видение, – от софтбоксов, формирующих рассеянное освещение, до осветителей с узкими тубусами, которые позволяют получить резко очерченное контрастное световое пятно. Поэтому необходимо знать, какую роль играют эти принадлежности в творческом освещении. Часто фотографы тратят много времени и сил, экспериментируя с различными комбинациями оборудования, чтобы сформировать по своему вкусу. Этому может помочь приведенный ниже словарь, содержащий краткое описание часто применяемых в модной фотографии аксессуаров. Использование большинства из них будет продемонстрировано в следующих главах, где теория фотографического освещения иллюстрируется практическими примерами.

Гобо

Несмотря на странное название, гобо – это всего лишь английская аббревиатура словосочетания «go between (быть посредником). Обычно это название относится к листу из какого-либо материала, на котором вырезан определенный . Такой лист располагается между источником света и объектом. От подобной вставки на объекте формируется отчетливая тень. Классическим примером применения такой тени является тень оконной рамы на фоне, чтобы показать свет, якобы проникающий через окно, находящееся вне кадра, даже если студия не имеет окон. С узконаправленными осветителями используются и металлические гобо. В этом случае световой пучок можно сфокусировать так, чтобы тени имели резкие границы.

Диффузор

Диффузор – универсальный термин, используемый для описания любого устройства, которое смягчает или рассеивает свет. Это может быть приспособление, непосредственно входящее в комплект источника света, такое как софтбокс или портретная тарелка, а также полупрозрачный лист ткани или похожего материала, помещаемого между источником света и объектом. Последний вариант, безусловно, более эффективен при съемке на открытом воздухе в солнечный день, поскольку материал диффузора смягчит резкий прямой солнечный свет и подсветит темные тени.

«Журавль»

Если вы хотите расположить осветитель выше объекта съемки, чтобы его штатив не попадал в кадр, то воспользуйтесь «журавлем». Этот предмет представляет собой длинный стержень, укрепляемый в специальном держателе устойчивого штатива, который освещает объект съемки сверху и не попадает в кадр.

Заполняющий свет

Вспомогательный свет в осветительной системе, используемый обычно в дополнение к рисующему свету для подсветки теней.

Затенитель

В то время как шторки часто используются с непрерывными источниками света, затенители обычно применяются с импульсными осветителями. В качестве затенителя могут выступать как маленький кусочек картона, так и крупная панель. Затенитель очень прост в применении. Его располагают на пути света, чтобы отбросить тень на часть сцены. Кроме того, к помощи затенителя часто прибегают, чтобы предотвратить попадание прямого света в объектив камеры и избежать ореолов или же не допустить, чтобы свет, направленный на объект, попал на фон.

Зонт

Существуют два типа зонтов: отражательные и просветные. Как и рефлектор, отражательный зонт перенаправляет поток света на объект, соответственно, рассеивая его. Белые зонты дают самый мягкий свет, серебристые – более контрастный и более сильный свет, а золотистые зонты придают изображению легкую теплоту. Просветные зонты используются для прямого освещения объекта рассеянным светом через полупрозрачный материал, который, как и у софтбоксов, входит в их конструкцию.

Ключевой свет

Ключевой свет – основной свет в системе освещения. Он более яркий, чем остальные, и обеспечивает главное освещение объекта съемки.

Октобокс

Это разновидность обычного софтбокса, содержащая восьмиугольный рассеиватель вместо четырехугольного. С точки зрения светорассеяния они одинаковы, но совершенно по-разному влияют на модель. Вместо квадратных или прямоугольных бликов, в глазах модели октобоксы создают блики более естественные, округлые.

Оптический светосинхронизатор

Оптический светосинхронизатор, или светоловушка, – это устройство, принимающее оптический сигнал для дистанционного запуска вспышки. Синхронизатор встраивается в корпус вспышки и запускает ее, когда примет световой импульс другой вспышки. Так, от одной ведущей вспышки, установленной на камере, одновременно могут запускаться несколько вспышек, оснащенных све-тосинхронизаторами. У большинства студийных импульсных осветителей имеются встроенные светосинхронизаторы, но сейчас появляется все больше осветителей, оснащенных радиосинхронизаторами.

Осветитель с линзой Френеля

Сложно сказать, является ли осветитель с линзой Френеля (иногда его называют «спот», по-английски – пятно) собственно прожектором или аксессуаром. Обычно прикрепленный к осветителю, он производит очень маленький управляемый пучок света, что довольно удобно, когда необходимо выделить деталь. У таких осветителей часто имеется щель, в которую можно установить затенитель требуемой формы (гобо), позволяющий создать резко очерченную тень на объекте съемки или на фоне.

Осветительный штатив

Штативы выпускаются самых разных размеров, но часто им не уделяется достаточного внимания, тем не менее для большей гибкости полезно иметь штативы нескольких типов. Напольный штатив может поддерживать осветитель на уровне пола и является идеальным аксессуаром, если требуется постепенно снизить яркость освещения на ровном полу студии. Тяжелый штатив позволяет поднимать осветители на высоту до 3 м над уровнем пола, а также дает возможность творчески поэкспериментировать с различными вариантами освещения.

Отражатель

Отражателями называют устройства или естественные препятствия, изменяющие направление света в сторону объекта съемки, как правило, для дополнительного осветления теней. Наиболее часто применяют отражатели белого, серебристого и золотистого цветов. Белый отражатель позволяет смягчить освещение; серебристый дает немного более жесткую подсветку, а золотистый формирует более теплый тон освещения. Впрочем, в качестве отражателя можно использовать любой цветной материал, равно как и применять для этой цели зеркала, если вы хотите, чтобы отраженный свет был жестким и контрастным.

Портретная тарелка

Портретная тарелка – тип широкого отражателя, предназначенного для создания смягченного света. Конструкция отражателя включает плоскую круглую пластину, устанавливаемую непосредственно перед лампой, которая отражает свет назад к широкому рефлектору, а затем к объекту съемки. Поскольку свет отражается дважды, прежде чем достигает объекта съемки (сначала от отражающей пластины, а затем от рефлектора), он рассеивается намного больше, чем при использовании стандартного отражателя, и создает намного более мягкое освещение. Белые и серебристые портретные тарелки выпускаются с белым рефлектором, создающим более мягкий свет.

Радиосинхронизатор

Радиосинхронизатор используется для того, чтобы включать вспышку без проводов, даже тогда, когда она не находится в зоне прямой видимости камеры. Передатчик устанавливается на камере (обычно в «горячий башмак»), а приемник подключается к вспышке. Когда камера срабатывает, передатчик посылает сигнал, который запускает вспышку. Можно применять несколько приемников для одновременного запуска нескольких вспышек. В настоящее время все больше студийных импульсных осветителей выпускается со встроенными радиосинхронизаторами.

Рефлекторы

Рефлекторы осветительных систем бывают разных размеров, и каждый из них имеет свои особенности. Принцип построения работы рефлектора несколько сложнее, чем у простого ограничителя распространения света, который создает препятствие прямому свету и предотвращает появление паразитных засветок через объектив. Чем глубже и уже рефлекторы (часто в комбинации с сеткой), тем сильнее они концентрируют световой поток, в то время как более мелкие и более широкие позволяют свету шире заливать сцену.

Светофильтры

Светофильтры представляют собой листы цветного прозрачного материала, обычно полимерного, которые помещают перед осветителем, чтобы изменить цвет его излучения. Они могут использоваться с творческой целью для придания свету, например, красного или зеленого оттенка или для изменения цветовой температуры освещения, преобразовывая цветовую температуру света лампы накаливания в дневной свет.

Сетка

Сетка – диск сотообразной структуры, который укрепляется перед рефлектором, чтобы сделать пучок света более направленным и уменьшить его рассеивание. Чем глубже или плотнее расположены ячейки сот, тем сильнее будет эффект направленности, помогающий сконцентрировать свет на определенной части изображения.

Софтбокс

Это самый важный аксессуар в студийной фотографии. Он позволяет ярко освещать модель, одновременно захватывая широкую зону вокруг. Софтбоксы выпускаются самых разных размеров, и чем крупнее и глубже софтбокс, тем более мягким будет его свет. В дополнение к переднему рассеивателю поставляются и сменные внутренние (экраны), которые обеспечивают дополнительный уровень смягчения света. При этом есть возможность выбора между белой вставкой, смягчающей сильнее, и серебристой, дающей более контрастный свет.

Стриплайт

Стриплайт – длинный узкий осветитель, оснащенный импульсными или флуоресцентными лампами, напоминающий светильники в домах. Он может представлять собой и разновидность софт-бокса, который устанавливают вертикально, чтобы создать очень узкий, но высокий световой рисунок, или горизонтально – выше или ниже модели, для получения узкой равномерной «стены» света.

Тубус

Тубус – это аксессуар конической формы, который ограничивает распространение света вспышки, чтобы создать очень узкое световое пятно для освещения небольшого участка снимаемого объекта.

Флэшметр

Флэшметр представляет собой прибор, позволяющий фотографам, применяющим импульсное освещение, измерять экспозицию при освещении коротким импульсом света. Приобретайте флэшметр, с помощью которого можно проводить измерения как падающего, так и отраженного света, что обеспечит более точный замер экспозиции.

Шторки

Шторки чаще применяются с непрерывным освещением, чем с импульсными осветителями. Они состоят из четырех поворотных створок, напоминающих дверки, которые используются для регулирования направления света. Это позволяет ограничить освещение определенных участков модели или сцены или предотвратить попадание прямого света в объектив, что часто приводит к появлению ореолов засветки.

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!