В работе пером каждая линия или штрих остаются прочно зафиксированными на листе бумаги. Эта техника требует четкости, целостного представления изображаемого объекта, способности видеть конечный результат.

Зарисовки пером помогают развить изобразительно-творческие способности, так как здесь необходимы уверенность, умение сразу найти верное решение. Ведь исправить неточную линию или стереть ее, как это возможно в карандашном исполнении, здесь трудно.

В книге «Рисунок пером» советский график А. М. Лаптев пишет: «Рисунок пером рождается из элементов, данных в полную силу напряжения. Поэтому художник, делающий оригинал, в большинстве случаев заранее четко представляет и степень напряжения штрихов, и их взаимосвязь, то есть уже предполагает его будущую цельность. Даже если на ходу приходится что-то менять, то все-таки он должен всегда руководствоваться общим целым».

Примерами штрихового наброска пером являются опубликованные рисунки листьев и веток растений, а также жуков, пауков и большого краба, которые выполнили ученики московской школы искусств № 2 и Ленинградской городской ДХШ. В рисунке большого краба отметим четко выраженную штриховку, подчеркивающую пластику и фактуру формы. При контрастности штрихов и линий набросок не теряет единства и цельности образа.

Ежедневно занимаясь набросками и зарисовками, знакомясь с различными техниками их исполнения, юный художник постепенно будет ставить перед собой более сложные задачи. К примеру, возьмется за наброски фигуры человека, животного, попробует сделать зарисовки многопланового пейзажа, городских улиц — всего, что может быть представлено в композиционном эскизе большой картины.

Каждый художник выполняет наброски фигуры человека, которые можно подразделить на такие же этапы рисования, что и наброски простых предметов. Определяется композиция всей фигуры на листе, мысленно задается серединная линия, характеризующая движение фигуры, ее особенности, затем следует быстро взять общие пропорции, силуэт.

Первые наброски могут принести разочарование — несовершенством, но здесь нужно преодолеть определенный психологический барьер. Через некоторое время ты выделишь наиболее удачный рисунок из двадцати выполненных, затем другой, третий, и дело пойдет. Но это возможно лишь в том случае, если работаешь над набросками систематически. Пусть всегда будет у тебя под рукой альбом и карандаш.

Не откладывай на завтра, сегодня же начни делать наброски, и ты почувствуешь, как с каждым днем рука становится тверже и увереннее, как развивается умение находить в жизни главное, типическое, выбирать мотивы, созвучные мыслям и чувствам, как начинаешь глубже понимать увиденное, сохранять его в памяти и верно передавать самую суть натуры. Словом, наброски — это не только постоянное упражнение руки и глаза, но еще и обретение собственного мироощущения, совершенствование художественного вкуса (хотя, безусловно, зарисовки еще не исчерпывают всех творческих возможностей художника и поэтому не должны становиться самоцелью).

Учись рисовать! Лишь в непрестанной, каждодневной работе карандашом, пером или кистью выявляются и формируются заложенные в человеке способности художника.

Предыдущая статьяМастер-класс
Следующая статьяНаброски