Происхождение глиняных игрушек

Интересен его в виде мелкой сетки с точечками в узлах пересечения – графическая простота оказалась очень выразительной в бело-синем гжельском решении. Другой мотив росписи – «вьюнок». Здесь линия мягкая, певучая, плавная. Хорош и мотив «вьюнка» – такой русский, сказочный, о котором нередко поется в народных песнях. Чайный сервиз с росписью «вьюнком» украшает коллекцию Музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве.

Именно за творческий подход, за развитие лучших традиций и смелое новаторство Валентин Розанов был удостоен премии Ленинского комсомола. Рядом с ним трудятся молодые талантливые художники его поколения – А. Авдонин, А. Федотов и многие другие. Будущее промысла в надежных руках, чутких руках прекрасных художников.


…Глина – второй по значенную материал народных мастеров. Глина – это посуда, необходимая в крестьянском быту, глина – это и игрушки, любимые на Руси наравне с деревянными.

Происхождение глиняных игрушек ученые ведут от фигурок, которые лепились к определенным религиозным праздникам, связанным с сельскохозяйственными работами. Многие из них долго сохраняли свою языческую сущность. Она проявлялась в том, что маленькие глиняные фигурки приносились в жертву, дабы умилостивить грозных богов, заслужить их покровительство. Обряды обычно сопровождались песнями, плясками, свистом. Очевидно, именно это и определило наиболее распространенный тип игрушки – свистульки. Постепенно языческая, религиозная подоснова лепных свистулек и игрушек уходила, забывалась, сами же они превращались просто в игрушки. Будучи и ритуальной скульптурой, и игрушкой, лепная фигура имела еще и «обереговое» значение, то есть предохраняла от дурного глаза, защищала и покровительствовала своему хозяину.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий