Приёмы и возможности акварели

У опытного акварелиста не возникает вопроса, с чего начать. Он свободен в выборе способов и методов работы. Художник будет создавать образ, сложившийся в его сознании, поэтому он может начать работу с любого предмета, произвольно продвигаясь по картинной плоскости.

И хотя тому, кто только учится писать акварелью, сложно мысленно увидеть законченный этюд, у него тоже есть некоторая свобода выбора.

Можно начать с самого активного пятна (первого плана, композиционного центра), взяв его сочно, в полную силу, задав камертон дальнейшему звучанию этюда. Можно с простого, понятного цвета, наиболее приближённого к спектральному. Всё зависит от постановки, восприятия цвета и даже характера и темперамента рисующего.
Некоторые побаиваются сразу брать напряжённые цвета, им следует начать с самых светлых мест, их проще взять в отношении к белой бумаге.

С чего бы вы ни начали работу, писать всегда нужно отношениями, взяв сразу несколько цветовых пятен, лежащих рядом, а последующие цвета искать на палитре, сопоставляя с родственными или контрастными. Работа с палитрой тоже требует опыта и знаний. Избегаем на ней грязных лужиц, так же как и отдельных беспомощных мазочков открытого цвета.

Колористическое богатство этюда должно быть замешано на палитре ещё более насыщенно и сконцентри-рованно. Начинаем подбирать цвет с сочного, обильно наполненного пигментом локального пятна, с разных сторон добавляем красочные мазки, изменяющие качество цвета в соответствии с натурой. Поддерживаем необходимую влажность красочной смеси, она не должна высыхать, но и не сливаться в одноцветную лужу от избытка воды. Пигмент на палитре должен быть намешан довольно густо.

Найдя нужный оттенок, следует набрать на кисть больше воды и положить на этюд уже прозрачный мазок. Помните, что, высыхая, акварель высветляется, поэтому писать нужно более насыщенно и звучно. В начале обучения исключаем из красочной палитры чёрный. Неопытному живописцу трудно справиться с силой этого ахроматического цвета. В живописной работе невозможно передать наблюдаемые в натуре глубокие тени и сильный свет. Изобразительные возможности акварели ограниченны. Можно создать лишь условное изображение, передав правильные соотношения элементов постановки.

Приёмы и возможности акварели
Приёмы и возможности акварели

Обязательное условие — вести работу, постоянно сравнивая цветовые и тональные отношения, прослеживая касания предметов друг с другом, с фоном.
Писать следует, охватывая всю работу взглядом, сопоставляя фрагменты, продвигаться от первого плана (композиционного центра) вглубь. Не стоит писать отдельно каждый предмет от начала до конца. Цвет каждого можно воспринять только в тесной связи с окраской соседних предметов.

Помним, что всё относительно.
Один и тот же цвет меняется в зависимости от смежного, становясь ярче или смягчаясь, приобретая холодный или тёплый оттенок. Собственные тени предметов и падающие касаются мягко, почти сливаясь по тону и цвету благодаря рефлексам.

Отдельные элементы натюрморта объединяются общим освещением и сложным переплетением цветных рефлексов внутри постановки. Чтобы получить живописное изображение, нужно постараться увидеть и передать цвет, характерный для натуры в конкретной среде.

Предыдущая статьяСоздание пространства на плоскости
Следующая статьяПостановка разноплановых натюрмортов