Повышаем резкость фотографии

Каждый фотограф должен обращать внимание на такие вещи, как композиция, экспозиция, резкость фотографии. Нерезкие фотографии, главный объект на которых вышел из зоны фокуса, удаляются почти всегда, если, конечно, речь не идет об интересном репортажном или жанровом фото, где запечатленные события настолько уникальны и важны, что плохое качество фотографии можно простить.

Даже профессиональный фотоаппарат далеко не всегда обеспечивает достаточную резкость снимков. При малой глубине резкости на открытой диафрагме вполне может получиться, что фокус будет, положим, на волосах, а не на прекрасных глазах модели.

Часто кажется, что довольно четкая и нет необходимости программно увеличивать резкость.


Если вы не снимаете на сверхчеткий фотоаппарат Hasselblad с разрешением 60 мегапикселов, то, скорее всего, вы заблуждаетесь: ее надо повысить.

Особенно важна резкость при печати. Причем глянцевая бумага дает большую резкость, чем матовая, но так или иначе резкость отпечатанного фото значительно снижается. Для семейных фотографий или личной коллекции снимков в формате 20 х 30 см это может не быть критичным, но для широкоформатной печати разница будет очевидной, особенно при сравнении с фотографией на мониторе.

Обладатели жидкокристаллических (ЖК) мониторов страдают сильнее, поскольку на ЖК-дисплее четкость кажется немного выше, чем в реальности. Поэтому повышение резкости до приемлемого значения и даже выше – одна из важнейших задач при подготовке фотографии к печати.

Качественно повысить резкость не так уж просто. При попытке сделать это мы можем столкнуться с несколькими проблемами. Во-первых, нечеткая фотография потому и нечеткая, что определенное количество информации, необходимой для детализации, потеряно в процессе съемки. Современная техника, к сожалению, пока еще не может самостоятельно дорисовывать недостающие детали, и поэтому она лишь делает более заметными те, которые уже есть. Мягкие границы становятся более резкими, контрастными. Объект начинает казаться более четким. Но чем больше мы повышаем эту самую четкость, тем больше ненужных деталей обнаруживается. Так, может появиться лишний шум или непонятное свечение. Во-вторых, при ретуши, например, портрета девушки мы повышаем резкость фотографии, чтобы выделить глаза, но более заметными становятся не только они, но и морщинки, родинки и другие детали, которые, наоборот, должны быть почти невидимыми.

Эти две проблемы решаемы, в этом уроке мы увеличим четкость фотографии, стараясь избежать слишком сильных шумов и выделения излишне резких деталей.

Итак, возьмем фотографию, которую мы хотим сделать более четкой (рис. 15.1).

В целом она хороша, но, детально рассмотрев , мы видим, что лицо и особенно глаза оказались вне зоны резкости. Обычно именно глаза сильнее всего выдают нерезкое .

Итак, приступим к обработке. Переведем изображение в режим CMYK (Image ► Mode ► CMYK Color (Изображение ► Режим ► CMYK)).

Есть два самых часто используемых режима построения изображения: RGB и CMYK.

RGB-режим особенно удобен при работе с изображениями на экране компьютера, CMYK предназначен для печати.

RGB (Red, Green, Blue) – режим изображения, основанный на трех цветах: красном, зеленом и синем. Именно количество того или иного цвета в каждом отдельном месте и определяет конечный цвет изображения. Монитор использует именно режим RGB.

CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Key color) – режим изображения, основанный на голубом (Cyan), пурпурном, желтом и черном цветах.

Устройство коммерческого профессионального печатного оборудования основано на трех первичных цветах, из которых получаются все остальные, и черном цвете. Поэтому важно перевести изображение в режим CMYK. Это можно сделать до или после ретуши – непосредственно перед выводом на печать. Мы сделаем это в самом начале.

Интересно, что монитор не способен показывать в режиме CMYK, и лишь подстраивает изображение таким образом, чтобы оно выглядело так же, как в CMYK, но монитор по-прежнему строит картинку в цветовой палитре RGB.

Продолжим работу. Теперь, когда наше изображение переведено в нужный режим, скопируем рабочий слой и откроем вкладку Channels (Каналы). На этой вкладке мы видим составляющие CMYK цветовые каналы (рис. 15.2).

Рис. 15.1. Исходная фотография

Рис. 15.2. Цветовые каналы

CMYK – результирующий канал, он цветной. Остальные каналы черно-белые.

Для начала чуть-чуть подкорректируем цвет изображения, так как оно слишком красное, и заодно разберемся в принципах работы с каналами. Щелкнем на канале Magenta (Пурпурный). Изображение тут же станет черно-белым, так как пурпурный автоматически станет единственным видимым каналом. Щелкнем на изображении глаза слева от результирующего канала CMYK, все каналы станут видимыми, но выделение останется на Magenta (Пурпурный).

Теперь откроем инструмент Levels (Уровни) (Image ► Adjustments ► Levels (Изображение ► Настройки ► Уровни)). Работая с одним каналом, будем увеличивать лишь его яркость и контрастность. Таким образом, с помощью каналов можно корректировать цветовой тон изображения.

Пурпурный и желтый в сумме дают красный цвет, насыщенность которого мы и хотим уменьшить. Но для уменьшения действия канала его надо сделать светлее, соответственно, мы должны сделать его чуть более ярким. Сдвинем ползунок влево (рис. 15.3).

Ползунок надо сдвинуть совсем чуть-чуть, иначе изображение приобретет зеленоватый оттенок, что нам нежелательно.

Теперь займемся каналом Yellow (Желтый). По тому же принципу выделим его и применим к нему инструмент Levels (Уровни). Центральный ползунок снова сдвинем влево (рис. 15.4). Если сдвинуть ползунок слишком сильно, изображение приобретет синеватый оттенок, поэтому постараемся не переусердствовать. Будем ориентироваться на кожу, стараясь придать ей естественный оттенок.

Осталось поправить только голубой канал. Это уже является дополнительной мерой. Мы сделаем синий канал более контрастным, и объекты, содержащие голубой цвет, например волосы, станут более резкими и насыщенными. Сдвинем левый ползунок чуть вправо, стараясь не дать появиться «выжженным», слишком темным участкам (рис. 15.5).

Рис. 15.3. Уровни пурпурного канала

Рис. 15.4. Уровни желтого канала

Рис. 15.5. Уровни голубого канала

Рис. 15.6. Нерезкий уровень

Остановимся на наиболее удачном варианте.

Теперь приступим непосредственно к увеличению резкости (рис. 15.6). Повысим резкость волос и ресниц.

Наиболее активен в этих местах именно голубой канал. Снова выделим его и применим к нему фильтр Smart Sharpen (Умная резкость) (Filter ► Sharpen ► Smart Sharpen (Фильтр ► Резкость ► Умная резкость)). Сделаем настройки фильтра такими, чтобы изображение казалось даже слишком резким (рис. 15.7). (Имеется в виду черно-белое изображение канала.)

Если с первого раза настроить резкость не удалось, отменим действие (Edit ► Undo (Правка ► Отменить)) и повторим с другими настройками фильтра.

Рис. 15.7. Smart Sharpen (Умная резкость) (нерезкий канал)

Снова включим все каналы и посмотрим на изображение – если четкость волос удовлетворительная, займемся увеличением резкости глаз и губ. Практически в любом портрете важнее всего показать глаза. Есть даже художественный прием, заключающийся в пересвете кожи лица, который помогает выделить глаза. Но, чтобы выглядеть эффектно, они должны обязательно быть предельно четкими.

Резкость глаз мы получим более прямым способом. Скопируем рабочий слой и применим к нему инструмент Smart Sharpen (Умная резкость), на этот раз ко всем каналам. Настроим его так, чтобы видеть глаза, ведь на них мы ориентируемся (рис. 15.8).

К сожалению, в этом случае нам не удастся избавиться от шума в районе глаз, но это же гораздо лучше, чем шум на всей фотографии. К тому же при просмотре фотографии при обычном увеличении шум будет незначителен. Когда резкость настроена, применяем фильтр.

Теперь резким стало все изображение, появились морщины и лишние детали. Наложим на новый резкий слой маску и зальем ее черным цветом (рис. 15.9). Слой стал невидимым. Теперь возьмем мягкую белую полупрозрачную кисть и закрасим ею маску сначала в области глаз.

Неплохо было бы чуть выделить губы. Так мы и поступим – закрасим маску белым в области губ.

Если губы выглядят слишком яркими, их можно совсем немного затемнить с помощью инструмента Burn (Затемнитель) (панель инструментов). Выставим настройки экспозиции инструмента на 10 – 20 %.

Теперь фотография приобрела практически законченный вид. Объединим два верхних слоя.

«Штампом» уберем с фотографии все лишнее, например полосу леса сверху. Фотография готова для печати. При сравнении видно, что резкость исходного фото слишком мала, хотя вначале она казалась вполне приемлемой (рис. 15.10 и 15.11).

Рис. 15.8. Smart Sharpen (Умная резкость) (отдельный слой)

Рис. 15.9. Слои в конце работы

Рис. 15.10. Сравнение исходного и итогового фото

Теперь сохраним изображение. Идеальным форматом для печати является TIFF, причем без сжатия. Именно он лучше всего передает информацию о цветах в CMYK. Конечно, файл формата TIFF занимает гораздо больше дискового пространства, но качество конечного результата требует жертв. Можно сохранить итог и в JPEG, но тогда вся наша работа пойдет насмарку. JPEG не только некорректно передаст цвета, исказив их, но и уменьшит четкость изображения, которой мы добивались, и даже добавит артефакты.

Поэтому не будем жертвовать качеством и пожертвуем временем сохранения файла и местом на диске.

В этом уроке мы научились увеличивать резкость изображения для печати в режиме CMYK. Разумеется, что аналогично можно работать и в других режимах, например в RGB, если изображение необходимо сделать более четким для дальнейшего использования в цифровом виде.


0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!