Картина «Монтажник»

В триптихе С. Курбанова левая часть символизирует современность, правая – прошлое с его яростной борьбой против басмаческих банд, основные вехи молодой республики. Отдельные фрагменты картины, раскрывающие конкретные события – ликвидацию неграмотности, сжигание паранджи как символа старых форм жизни, первые тракторы на декханских полях, организацию первых колхозов, складываются в биографию республики. Центральная часть триптиха – обобщающая. В ней художник помещает образ Матери-Родины, рядом с которой навстречу зрителю идут рабочий и крестьянин.

Таким же утверждающим пафосом проникнута картина «Молодость Таджикистана» (1976 г.), в которой художнику удалось дать обобщенный образ советской молодежи, запоминающиеся характеры молодых рабочих. Путь обобщения, который увлек мастера, позволил ему создать целостную композицию, в которой люди изображены на фоне природы, преображенной их трудом, их руками.

В таком же ключе решена композиция «Коллективизация в Таджикистане» (1981 г.). Обращение к традициям национальной культуры здесь оправдано исторической темой. Однако подобное сочетание национальной стилистики и современного отношения к событиям прошлого кажется уже несколько нарочитым, исчерпавшим себя в конце 70-х годов. Может быть, именно поэтому в 80-е годы художник пробует работать в другой стилистике.

Картина «Монтажник. Бригадир монтажников, депутат Верховного Совета Таджикской ССР Абдурахим Хушвахтов» (1982 г.) обнаруживает явный интерес живописца к советской живописи 20-х годов, представленной, в частности, художниками ОСТа (Общества станковистов). В него входили такие крупные мастера, как А. Дейнека, Ю. Пименов, А. Лучишкин, П. Вильяме и другие, искавшие пути отображения новой советской действительности в новых, острых, динамичных и лаконичных формах.

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!