На пейзаж уходит от двух до четырёх недель. Надо ещё уметь ежедневно освобождаться от бремени повседневных неприятностей и забот перед работой, и получается хорошо, только когда на душе благостно, тогда появляется и удовлетворение, и радость творчества.

Бумагу к мебельной плите я ничем не прикрепляю. Конечно, она загибается, я с этим мирюсь, а когда надо, смачиваю её с обратной стороны губкой, лишнюю воду промокая газетной бумагой, и кладу между листами картона под груз. Картон рыхлый, 3 мм толщиной, по 4 листа сверху и снизу.

Через 2-3 часа лист ровный, правда, чуть волглый. Это хорошо, можно продолжать работать. Кисти использую беличьи, круглые, номера 24-30 для тонировки или больших заливок краски, для смачивания фрагментов. Работать приходится по сырому (небо, вода, отражение, большие плоскости лугов) и по сухому.

Основные рабочие кисти — колонок № 2, 3, реже 4; № 1 тоже необходим для тончайших линий веточек, травы. Хороши кисти и из синтетики, особенно когда у них длинный волос, например у № 2 длиной до 15 мм, но только когда они имеют острый кончик. С длинным волосом кисть держит много краски.

Лишнюю воду из кисти отбираю, касаясь поролона или тряпочки, чтобы взять плотнее, если нужно, цвет из кюветы с краской. Синтетические кисти в работе по бумаге с фактурой снашиваются быстрей, чем колонковые.

Краски использую только «Ленинград». Палитрой для смешивания красок пользуюсь лишь пластмассовой, белой, которая находится в коробке вместе с красками. Бумажная палитра не подходит, из дешёвой бумаги вымывается клей, который подмешивается к колеру, вредит цвету, сохранности акварели, а дорогую акварельную бумагу жалко тратить на палитру. Никакими другими материалами не пользуюсь.

Паспарту делаю сам. Элегантное оформление играет важную роль в подаче произведения, ну а багет, естественно, подбирается тщательно, чтобы была полная гармония и колорита, и темы пейзажа. В течение 3-4 дней лист выравнивается между картонами, и только потом, оформив работу, можешь трезво оценить её, ведь всё это время на неё не смотришь. Бывает, что пройдёт неделя или две, как вдруг замечаешь какие-то недостатки, ошибки. Приходится думать, как их исправлять. Почти всегда даже одетую в паспарту работу немного доделываю, где-то слегка размою, где-то усилю тон или легко лессирую. Только после этого подписываю её.

Предыдущая статьяТонировка бумаги
Следующая статьяАкварельная живопись первой половины XIX столетия