Каролин Циммерманн

Любой предмет в живописи может выражать настроение. Многие художники любят привносить драматический эффект в самые обычные на первый взгляд сцены, заполненные будничными предметами. Например, в этом натюрморте с подсолнухами и хлебом Каролин Циммерманн использовала довольно темную палитру и приглушенное освещение, благодаря которому предметы отбрасывают длинные, густые тени. Подобная игра светотени, называющаяся «кьяроскуро», создает драматичное, сумеречное настроение.

Цветовая палитра:

кадмий красный, кадмий желтый светлый, кадмий желтый средний, фиолетовая, индийская желтая, лимонно-желтая, фуксин, синяя ФЦ, травяная зелень, титановые белила, оранжевая прозрачная, ультрамарин.

Шаг первый. Для достижения наибольшей напряженности восприятия в подмалевке я интенсивно использую дополнительные тона к тем, которыми будет написан сам предмет, — например, красный в подмалевке для зеленого тона на картине или оранжевый для синего неба. Однако в этом натюрморте с подсолнухами красные тона подмалевка служат для создания не только контраста, но и глубины пространства. Я полностью покрываю белый холст смесью кадмия красного, фиолетовой, индийской желтой, оранжевой прозрачной и фуксина, разбавляя каждый пигмент несколькими каплями растворителя, чтобы получить жидкую прозрачную красочную смесь.

Шаг второй. Я намечаю основные очертания предметов смесью кадмия красного и фиолетовой, которую я разбавила растворителем, чтобы получить достаточно жидкую красочную смесь. Строя общую композицию, я набрасываю основные геометрические формы, минимально их прорабатывая. Затем я начинаю писать самые темные участки.

Шаг третий. Достигнув уравновешенности композиции, я начинаю прорабатывать детали. С помощью разбавленного кадмия красного я намечаю фактуру и форму разных элементов. Чем четче рисунок, тем проще и интереснее будет работать на следующих этапах, когда наносятся непрозрачные слои краски. Я сравниваю эту стадию работы с формовкой торта. Я уже взяла нужное количество ингредиентов, смешала их и теперь готовлюсь выпекать. Успех моего творения начинается здесь, и выбранный сейчас путь может привести (или не привести) к грубым, трудоемким в исправлении ошибкам.

Шаг четвертый. Я смешиваю кадмий желтый средний, оранжевую прозрачную и фиолетовую, чтобы писать лепестки подсолнуха, работая от темного к светлому. Большой плоской кистью, смелыми мазками, поверх подмалевка я наношу непрозрачные слои краски. Для получения зеленых тонов листьев я смешиваю в разных соотношениях травяную зелень и лимонно-желтую. Полотенце я пишу ультрамарином, синей ФЦ и белилами, в первую очередь нанося темную краску. Для самых затененных участков я создаю разнообразные смеси ультрамарина, фиолетовой, травяной зелени и кадмия красного. Эти темные тона я использую и для изображения сердцевин подсолнухов, канделябра и теней на заднем плане. Я даю краске полностью высохнуть, прежде чем приступить к лессировкам.

Шаг пятый. В этой картине в проработке деталей и создании общего настроения главную роль играют лессировки. Я рассматриваю лессировку как способ выдвижения предмета на определенный план. Например, я считаю, что желтые тона подсолнухов слишком яркие и их требуется отодвинуть на задний план. С этой целью я наношу лессировочный слой на основе алкидной смолы с добавлением ультрамарина, травяной зелени и одного мазка фиолетовой. С помощью мягкой фланелевой тряпочки я стираю этот слой на тех участках, которые зрительно должны сильнее выступать на передний план, Когда лессировочный слой высыхает, я снова выявляю самые светлые тона. Повторив этот процесс несколько раз, я добиваюсь иллюзии глубины пространства.

Как писать подсолнухи

Шаг первый. Во многих полотнах с изображением подсолнухов цветы ярко освещены. Но я в своей работе хочу сделать их приглушенными, чтобы подчеркнуть внутренний строй картины. Я начинаю писать очень темной смесью кадмия желтого среднего, фиолетовой и оранжевой прозрачной.

Шаг второй. Для изображения темных сердцевин я использую смесь ультрамарина, фиолетовой, травяной зелени, кадмия красного. Постепенно я начинаю высветлять лепестки смесью кадмия желтого светлого и оранжевой прозрачной — это позволяет получить сочный, немного более светлый оттенок.

Шаг третий. Теперь, когда нанесены темные тона, я могу начинать писать светлыми. Я прописываю каждый лепесток смесью лимонно-желтой и индийской желтой, при этом направление мазка идет от сердцевины к кончику лепестка.

Шаг четвертый. Хотя я решила выполнить картину в приглушенных тонах, все равно для контраста я использую яркие светлые тона — это усиливает драматическое настроение картины. Последние светлые тона на лепестки я наношу более светлым вариантом смеси.

Передаем настроение

Шаг шестой. Этот этап работы мне представляется наиболее увлекательным, Я наношу яркие смеси на основе белил на изображение вазы, блюда и хлеба. Чтобы придать живость и глубину, я кладу мягкие мазки белилами на каждое яйцо, на полотенце и бидон. Я добавляю несколько финальных мазков еще более светлыми тонами, чтобы подчеркнуть кромку листьев и заострить кончики лепестков.

Предыдущая статьяГрадация цвета, или тоновая растяжка
Следующая статьяПишем на пленэре