Коробка с этой росписью пользовалась у посетителей исключительным успехом, о чем, в частности, свидетельствует письмо одного из организаторов выставки.

Разумеется, первые варианты росписи создавались самими художниками в большой мере самостоятельно, но упорное требование повторить рисунки ограничивало творчество. Конечно, каждое последующее повторение было не копией, а вариацией на известную тему. Но уже в повторении сюжетов и сходных композиций не по побуждению художника, а на заказ была заложена опасность шаблона. Такой подход существенно отличается от известного принципа вариантности крестьянского искусства, в силу которого художник варьирует форму произведения в пределах традиционно принятой.

В крестьянском искусстве в целом совпадают вкусы коллектива и создателя произведения, поскольку последний сам входит в коллектив. Творчество отдельного мастера заключается не в разрушении привычных форм, а в создании их вариантов. Каждый оригинальный стилистический или технический прием, новый сюжет неизбежно получает оценку коллектива, который их отвергает или же принимает.

Иная картина в художественных промыслах, работающих на отдаленный, в данном случае, городской рынок. Оценку осуществляет здесь потребитель, вкусы которого могут существенно отличаться от вкусов мастера-создателя произведения. В этом случае изменение творческого почерка художника может проходить в направлении, не совпадающем со вкусами потребителя. Но заказчик, требуя вариантного повторения известного произведения, определяя тему или сюжет, фактически многое диктует художнику в направлении его творческого развития.

Далеко не все заказчики полагались на мастерство художника. Если не выражалось желание иметь повторение уже известного рисунка, то часто давались указания как «лучше» исполнить работу.

Предыдущая статьяПустите Италию в свой дом вместе с чашками Palais Royal*
Следующая статьяСегодняшний Палех