Часто увидеть, найти и передать цветовые оттенки проще, чем тональные. Этюд, не передающий тональные контрасты и нюансы, выглядит невыразительно. Правильно найденные тональные отношения имеют решающее значение, помогая передать не только объём, плановость, но и материальность предметов и драпировок.

Даже очень точно и тонко найденные цветовые отношения всех элементов натюрморта останутся только красивым сочетанием цветовых пятен, если акварелист — плохой рисовальщик.

На второй и последующие планы смотрят через первый. Добиться одновременного видения разных частей постановки можно постоянной тренировкой глаза. Глубину пространства в многоплановой постановке передают, находя цветовые отношения с учётом воздушной перспективы.

Краски в окружающем мире подвержены такому же перспективному закону, как и форма предметов. Передать пространство помогут различные технические приёмы. Дальние планы моделируются более мягко, иначе они будут слишком «лезть» вперёд, мазки сплавляются и, постепенно удаляясь, превращаются в заливку, цвет предметов блёкнет, контуры смягчаются, списываются с фоном, затухает контраст тени и света.

Одновременно можно усилить ясность, чистоту и контрастность цветовых отношений первого плана. Рисунок ближайших предметов определённее, отчётливее. Предметы, особенно в свету, имеют чёткий абрис и более определённые краски, соответственно первый план пишут сочно, иногда фактурным мазком.

Предыдущая статьяАкварельная живопись первой половины XIX столетия
Следующая статьяКомпозиция мотива